Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Новые технологии

Путешествие по мнемодороге

УГ - Москва, №37 от 15 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Почему бы в это стихотворение не добавить движения?

Одним из методов повышения результативности коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является мнемотехника. Это совокупность методов и приемов, которые позволяют легче запоминать информацию, то есть направлены не на запоминание самого объекта (предмета, рассказа, темы), а на выстраивание ассоциативных, образных связей.

Мы даем ребенку возможность зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст). Это особенно важно для детей с ОВЗ, так как процесс решения мыслительных задач протекает с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального, предоставление информации происходит графическим способом через символическое изображение предметов и явлений: условные обозначения, контуры, силуэты, пиктограммы. Таким образом, запоминание идет на основе визуального мышления. А если в схему стихотворения добавить движения, то запоминание происходит проще, так как движение запоминается легче, чем что-то статическое.

В своей коррекционной работе я подбираю мнемотехнические упражнения под конкретных детей. Из множества представленных методов и приемов мнемотехники выбираю и использую те, что будут работать под конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Начинала с мнемоквадратов, когда каждая картинка, схема, графическое изображение обозначали слово или словосочетание, затем использовала мнемодорожки и мнемотаблицы (схема, структура, в которую можно заложить различную информацию). Я использовала мнемотаблицы для составления описательного рассказа, запоминания стихотворений по лексическим темам и развития математических представлений.

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении помогает дошкольникам с ОВЗ развивать связную речь, образное, ассоциативное, логическое мышление, внимание, сосредоточенность, умение концентрироваться; тактильную, слуховую, зрительную, двигательную долговременную память, ориентировку в пространстве и на плоскости, формировать познавательную активность.

Последовательность работы с мнемотаблицами: рассматривание мнемотаблицы с разбором содержания; прослушивание текста с опорой на мнемотаблицу; осуществление перекодирования информации, то есть преобразование символов в образы; воспроизведение текста с опорой на символы (возможно договаривание фразы или слова, а затем повторное воспроизведение с опорой на таблицу); рассказ текста или стихотворения без опоры или с минимальной помощью.

Важно грамотно подбирать материал: таблицы должны быть легкие, доступные, интересные, понятные, яркие; лексический материал – легко произносимый; рисунки или схемы должны быть связаны между собой так, чтобы прослеживать причинно-следственные связи ребенку было не сложно; количество опорных картинок и их содержание должны подбираться под познавательный уровень детей.

В течение учебного года систематически занималась с детьми, используя приемы мнемотехники в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах. Технологии дистанционного обучения позволили продолжить работу по использованию мнемотехники в коррекционной работе: к 75‑летию Победы мною был подобран материал, и на основе приобретенных знаний и умений дети смогли выучить достаточно большой текст стихотворения «Что такое день Победы?» Андрея Усачева. А главными помощниками, конечно же, были родители. На электронную почту родителям были отправлены мнемотаблицы с текстом. Важно было учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося. Поэтому мною перед занятиями с мнемотаблицами была проведена предварительная работа: просмотр фото- и видеоматериалов для дошкольников о Великой Отечественной войне, прослушивание песен о войне, историй о героях и о масштабных сражениях. Родители воспитанников вынуждены были брать на себя серьезную нагрузку в плане обучения ребенка: прослеживать с помощью указки схему, отрабатывать трудно произносимые слова, помогать выполнять движения параллельно с текстом и заучивать стихотворение.

Результат был превосходный! Выразительно, эмоционально и с большим удовольствием дети рассказывали стихотворение, лишь изредка заглядывая в мнемотаблицу!

Ирина ДОРОФЕЕВА, учитель-дефектолог школы №705

 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt