– Глубокоуважаемая Школа! Благодарим вас за согласие принять участие в беседе по теме «Исторический феномен». Вас часто называют Первой английской…
– Так меня знают не только в Москве, но и за рубежом. Не сочтите это за нескромность, просто я являюсь самой первой языковой школой, основанной в 1949 году в Москве. Кстати, у меня есть тезка в Ленинграде, поскольку образовательный эксперимент по созданию специальных школ с преподаванием ряда предметов на английском языке стартовал в послевоенные годы именно в этих городах.
– Как долго вы сохраняли этот статус?
– Я и сейчас привержена ему. Смена имен не отменяет призвания. А преподавание английского – моя судьба.
– Что остается особенно ценным для вас уже более 70 лет?
– Пожалуй, это мой музей «История спецшколы №1 Мосгороно».
– Но он начал работу только в 2017 году! А нам хотелось бы узнать о чем-то действительно историческом.
– Боюсь, что у вас поверхностные представления о музейной работе. Музей – это не свидетельство и даже не экспонаты, разложенные аккуратными рядками в витринах. Музей – это люди, их воспоминания и желание сберечь историю. Далеко не все выпускники сохраняют свои детские тетради, записки, фотографии, школьных друзей… Что-то особое должно быть в атмосфере школы, чтобы спустя двадцать, тридцать и даже шестьдесят пять лет захотеть заглянуть в дом, который является неотъемлемой частью такого важного путешествия по маршруту «детство – юность».
– Этот архив и составляет музейный фонд, верно?
– Не только он. Решение начать работу по созданию музея в 2015 году привлекло многих выпускников, учеников и их семьи. Я признательна всем, кто внес вклад в развитие этого проекта. История школы – это не только история конкретного учреждения, но и история района, города, страны. Наши фонды продолжают пополняться. Появляются новые направления, например, «Досуг школьника», «Технические средства обучения». То, что мне недавно казалось чем-то новым, например компьютерные дискеты, сейчас музейные артефакты, так же как и бумажный дневник, с которым уже не сталкивались мои дети на протяжении последних пяти лет. История пишется ежедневно, и нужно быть очень внимательным, чтобы не упустить ее уроки и подарки.
– А какой предмет самый старинный в вашей коллекции?
– Это книга 1866 года.
– Но как? Ведь вы родились в 1949 году!
– Не забывайте, что я английская школа. А Англия – страна парадоксов. Это детская книга, изданная в Лондоне в середине XIX века, из моей первой библиотеки, о чем говорит штамп «Мужская средняя школа №1».
– Что бы вы хотели сказать читателям «Учительской газеты-Москва»?
– Я хотела бы обратиться к моим выпускникам, нынешним школьникам и будущим поколениям, с которыми мне еще только предстоит познакомиться. Я всегда открыта для вас! Жду с вами встречи, общения и новых феноменальных историй.
Дарья СПИРИДОНОВА, учитель английского языка школы №1282 «Сокольники»
Комментарий
Игорь ЗОТОВ, выпускник 1954 года:
– Моя жизнь переплетена с жизнью многих чудесных людей, но уникальным хранителем моей истории стала Валя Цветкова. Мы встретились с ней в 1949 году, когда она пришла работать ко мне секретарем. Что заставило эту девятнадцатилетнюю девушку начать вести летопись моей жизни? Почему все годы нашей дружбы, а это были счастливые 56 лет, Валентина Яковлевна, ставшая именитым учителем математики, сохраняла для нас фотографии, газетные вырезки, сотни тетрадей с именами учителей и выпускников всех лет? Почему даже в последние дни своей жизни ее продолжала волновать судьба школьного архива? Рационального объяснения этому нет. Это как раз то, что является феноменом, необычным явлением, редким фактом, тем, что трудно постичь.
Комментарии