Мир меняется с поразительной скоростью. За новыми тенденциями не всегда успевает угнаться даже человеческая мысль, однако каждому по-прежнему по-пушкински интересно, «что день грядущий мне готовит». На прошедшей в конце августа Российской креативной неделе, где «Учительская газета» выступала информационным партнером, главный редактор издания Арслан Хасавов провел мастер-класс по истории и трендам образовательной журналистики. На протяжении всего выступления ему удавалось держать внимание аудитории за счет интересных вопросов, главный из которых – «Какой вы представляете школу будущего?» Ответы спонтанных респондентов оказались весьма нетривиальными и затронули актуальные проблемы образования настоящего.
Так, Полина Шаталова, публицист, литературовед, проявила смелость и выступила первой. «Школа будущего без талантливого педагога не представляется возможной. Никакой искусственный интеллект не заменит живого общения с учениками. Просто у педагога должен быть современный подход к работе. И к проблемам образования», – подчеркнула журналистка.
Виолетта-Сары-Гузель, старшеклассница, волонтер Russian Creative Week и проекта «Добро.ру» разделила мнение Полины – создание школы будущего без живых педагогов, с ее точки зрения, невозможно. «Именно в этом месте мы учимся общаться, добиваться своего и должны быть окружены людьми, которые могут помочь нам в развитии и научить коммуникации.
Конечно, в школах должны быть предусмотрены и комфортные условия для обучения, современные парты, просторные классы, чтобы получать удовольствие от пространства, в котором проводишь большую часть дня. Хотелось бы, чтобы в школах будущего появлялось больше предметов практической направленности. Если школьникам начнут объяснять, зачем им нужно то или иное знание, им станет проще определяться с будущей профессией», – заявила активная девушка.
Екатерина Бублик, студентка Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, направление «Прикладная филология», акцентировала внимание на педагогах-новаторах. «На YouTube есть прекрасный проект «Нормальные люди». Там рассказывалось про школу Липецка, где в прошлом году отменили домашние задания и сделали акцент на гуманизации и гуманитаризации образования. Школа будущего как раз об этом», – высказалась студентка.
Екатерина также добавила, что вдохновляется финской системой образования, где школьникам дают задания, ориентируясь на уровень возможностей каждого. «Надеюсь, что в будущем школы будут подстраиваться под учащихся, вводить предметы, которые больше пригодятся в жизни, расширять возможности для практики. Может быть, целый школьный год посвятят профориентации и поискам себя. Возможно, введут курс по основам ментального здоровья и психологии. Думаю, образование продолжит уходить в индивидуализацию и гуманизацию – все будет для человека, его внутреннего роста.
Еще два тренда – компьютеризация, информатизация образования: большее количество техники в классах, масштабирование использования новых технологий, новые сайты, интересные проекты. Отмечу пару важных проектов – «Свободное образование» или «Открытый университет». В их рамках можно выбрать курс, который нравится, и пройти его в удобном формате. Думаю, что со временем и в школах будет применяться нечто подобное», – закончила свое выступление студентка.
Фотограф Александр Иванов самым важным качеством гармоничной личности назвал самостоятельность ученика. «Хотелось бы в школе будущего видеть кампусы для школьников 5 на 2, чтобы можно было отдать туда ребенка. В них ученику будет предоставлен уход со стороны государства и определенный запрос на узкопрофильные направления. Когда ребенок развивается в этом образовательном конгломерате, он может самостоятельно определять, кем быть, когда вырастет, – считает молодой человек. –
Родители и так отдают детей во множество секций, чтобы те выбрали «свое», теперь это будет делать государство. Такой формат воспитывает самостоятельность и лучше готовит ребенка ко взрослой жизни. Можно начать не с 5/2, а с 2/2, 3/2 и время пребывания ребенка без родителей увеличивать по мере прохождения курсов».
Не менее важной самостоятельность школьника оказалась и для Романа Каплина, выпускающего редактора издания «Университетская книга». Прежде всего – автономность информационная. «Очевидно, что школа будущего будет иметь смешанный формат, учитывая тренды пандемии. Педагог получит роль ментора, наставника, человека, помогающего осваивать знания, – резюмировал журналист. – Больше внимания будет уделяться самостоятельной работе школьника. Значимую роль в этом будет играть школьная библиотека, как большой информационный центр».
Итоги дискуссии на весьма оптимистичной ноте подвела Арина Кострыкина, мама дошкольника. «Я давно окончила школу, но мне очень приятно наблюдать, как живо современные ученики интересуются проблемами образования. Не могу согласиться с идеей Александра «график 5/2» для младших школьников. Это хорошая мысль для детей более старшего возраста. Это удобнее, больше свободы. Я знакома с примерами агрессивных школ. Невозможно воспитание гармоничной личности без активного участия родителей.
Невозможно забросить ребенка в интернат по графику 5/2, ожидать от него самостоятельного выбора в младшем возрасте и при этом позаботиться о психологическом комфорте малыша, – с таким посылом обратилась к аудитории молодая мама. – Как родитель я получаю большую поддержку от воспитателей моего ребенка, узнаю больше о развитии детской психики, о потребностях детей. В школе будущего, я считаю, важно выстраивать диалог – создать некий лекторий по типу родительского собрания нового формата. Он может включать в себя лекции по психологии, обсуждение актуальных проблем и путей их решения.
Школа – место, где работают профессионалы с психолого-педагогическим образованием, которые это все проходят в университетах. Еще одна позитивная тенденция: родители стали лучше понимать, что нужно им в образовании детей. Голоса пап и мам должны звучать достаточно уверенно, чтобы перемены осуществлялись в нужную нам сторону».
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии