search
main
0

Путешествие на дно Познавательное развитие с экологическим направлением

Цели занятия:
Расширять знания об экосистеме моря.
Уточнить представление о значении моря в жизни человека.
Учить сохранять чистоту окружающей среды.
Предварительная работа. Наблюдение за аквариумом. Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, чтение художественных произведений, просмотр диафильмов, телепередач.
Оборудование:
– Корабль и батискаф из большого строительного материала.
– Атрибуты к ролевой игре “Моряки”, глобус.
– Картины с изображением медуз, рыбы молота, морских звезд и т.д.
– Фонограмма песни “Морячка”, шума мора. Фонарик.
Ход занятия
Ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет,
Он плывет себе в волнах
на раздутых парусах…
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на корабле. Где можно плавать на корабле? (По воде, реке, морю). Занимайте свои места на корабле и поплывем.
(Фрагмент песни Газманова “Морячка”).
Вот мы и в открытом море. Матрос Катя! Бросить якорь! Дети, а что у меня в руках? (Глобус). Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то каким он кажется? (Варианты ответов детей. Воспитатель подводит детей к выводу, что глобус пестрый). А если его сильно раскрутить, то он выглядит каким? (Голубым). А почему? (Потому что голубого цвета на глобусе больше всего. Значит, воды больше, чем суши). Дети, а почему моря и океаны синего цвета с разными оттенками? (Потому, что одни глубокие, другие – мелкие, и чем мельче, тем краска светлее). Да, но все-таки моря и океаны очень глубокие. А вы знаете, как они образовались?
Ученые предполагают, что после своего возникновения Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере охлаждения Земли на ее поверхность обрушивались ливни, которые затопили впадины на земной коре. Так образовались первые моря и океаны. Кто был на море и видел его? Какое море по цвету? Какая в нем вода? Можно ли ее пить, почему? (Нет, вода соленая, невкусная, жажду не утоляет). А можно ли использовать соленую морскую воду? Как? (Она полезна для здоровья, ею полощут больное горло, из нее добывают различные вещества для изготовления лекарств и удобрений).
Каким вы представляете себе морское дно?
(Дети рассказывают о своих представлениях).
Ребята, дно моря буквально изрезано различными холмами, долинами, глубокими впадинами. А вы хотите опуститься на морское дно?
Но как же мы сможем это сделать?
(Дети предлагают варианты).
Давайте мы с вами пересядем в батискаф и отправимся в глубины моря. Итак, аппарат загружен, и мы начинаем медленно погружаться. (Фонограмма). Ребята, посмотрите быстрей в иллюминаторы. Мимо скользят, плавно паря в воде, какие-то парашютики. Кто это? (Медузы). Что вы знаете о них, расскажите. (Варианты ответов детей).
Медузы бывают разные: одни меньше мухи, другие же – истинные гиганты. У некоторых студенистый купол, как большой зонт. А свои щупальца могут раскинуть на тридцать метров.
Наш батискаф опускается еще глубже. Меркнут краски, лазурь морская исчезает. Все вокруг желтеет, зеленеет, затем синеет. Быстро темнеет. Уже ничего не видно, что же нам делать?
Включим прожекторы. Ребята, посмотрите – что-то нечто странное и непонятное. Кто это? (Рыба молот).
А что вы о ней знаете, расскажите. (Варианты ответов).
Да, хоть и неуклюжа она на вид, но плавает очень быстро. Это ведь хищная акула, может на человека напасть. Но мы опускаемся еще глубже… Черно вокруг. Ну вот мы и на самом дне. Неужели и здесь есть животные? Да, тут кораллы, черви, раки, морские пауки, морские ежи, морские звезды, всевозможные моллюски-улитки, каракатицы, кальмары, даже осьминоги. И, конечно, рыбы. Как же они здесь живут? Ведь морские глубины пищей небогаты. (Ответы детей).
А вы знаете, что на самом дне морские звезды, морские ежи, черви, раки едят ил? В нем немало разных веществ, которые могут насытить их. Другие обитатели нижних этажей, подняв кверху широко раскрытую пасть, часами ждут: не упадет ли в рот кусочек пищи. Почти все глубоководные рыбы страшные на вид – глазастые, зубастые. Но, к счастью, они невелики – кто с мизинец, кто с ладонь.
Однако нам пора заканчивать наше путешествие. Освобождаемся от балласта, устремляемся вверх. (Фонограмма).
Да, сколько еще тайн моря поможет раскрыть этот аппарат – батискаф!
Но нам пора возвращаться в детский сад. Поднять якорь! А пока мы с вами будем плыть, чтобы было не скучно, давайте поиграем в “Угадайку”.
1. У кого рот на брюхе? (Акула, скат).
2. Какая собака не лает? (Морская).
3. У кого одна нога и дом перевозной? (Раковинный моллюск).
Ребята, смотрите, плывут банка, бумага. Как они оказались в море? (Ответы детей). Да, люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу. И в море попадает слишком много мусора. Поэтому люди решили, что море необходимо охранять. Но как это сделать?
(Устраивать морские заповедники, не загрязнять море. Строить “морские дворники” – корабли-мусорщики, корабли-нефтесборщики).
Ну вот и берег. Понравилось вам наше путешествие? (Да).
А теперь нам пора в детский сад. (Фонограмма песни “Морячка”).

Татьяна АРГУНОВА,
воспитатель
Гусев,
Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте