В школе №1537 «Информационные технологии» наряду с традиционной линией развития математического, инженерного и айти-образования реализуется проект «Новый педагогический класс в московской школе». Основанием для этого послужила сама история нашей образовательной организации.
В 1994‑м в центре образования №1099 (сегодня он в составе школы №1537) стали функционировать 10‑е педагогические классы, так как в учителях тогда нуждались остро. Кроме этого, стояла задача по формированию и управлению социумом (попытаться научить выпускников быть грамотными родителями, серьезно относиться к своим будущим обязанностям).
Так возникла технология управления социумом: старшеклассники стали вожатыми, возглавили комиссии в совете лидеров, были дублерами администрации школы, следили за успеваемостью учащихся и посещением уроков, занимались школьным музеем боевой славы, который был одним из лучших в Москве и был занесен в Книгу Памяти на Поклонной горе.
Все мероприятия, елки, театральные и музыкальные постановки проходили при участии педагогических классов. Ученики серьезно занимались педагогикой и ее историей (научились планировать уроки и анализировать их, а в день самоуправления – давать уроки), психологией (была создана школьная служба примирения). Учителя, понимая, что ученик может грамотно оценить любой их урок, становились настоящими творцами. Это способствовало диагностике успешности учителя и наличию в итоге большого количества отличников народного образования, почетных и заслуженных работников.
Развивалась проектно-исследовательская деятельность, ребята сдавали предпрофессиональный экзамен, а лучшие выпускники – экзамен в вуз по целевому набору. Использовались разнообразные формы проведения теоретических и практических занятий, социальных практик: лекции, тренинги, деловые игры, диагностики, диспуты, летняя педагогическая практика в школьном санаторном лагере, вожатство, волонтерство. Таким образом, создавались условия для проверки способностей в педагогической деятельности и исключения случайных людей в педагогике. Многие выпускники педагогических классов в результате вернулись в школу уже учителями.
Этот накопленный потенциал, сохранение традиций, а также волеизъявление учащихся и родителей дали возможность заявить о необходимости развития предпрофессионального образования в данном направлении в 2021 году. Была предложена система работы с обучающимися на год, сплотилась команда педагогов-единомышленников, заключен договор о сотрудничестве с МГПУ.
Ребята в течение года подключались к различным формам взаимодействия – от школьных семинаров профессиональной, предметной и социальной направленности («Навигатор московского экскурсовода», «Предпрофессиональные навыки – пути профессионального самоопределения», «Навыки устной речи», «Я – учитель!», «Алгоритм запоминания материала по истории», «Социальные сети: культура общения», «Обучая, учимся») до вожатских мероприятий (интерактивная игра «Путешествие на остров Дружбы», день самоуправления), школьной дистанционной олимпиады по общей психологии и мероприятий городского уровня (флешмоб «Здравствуйте, это мы!», практикум в рамках открытого пространства НПК «Экскурсия в школе»).
Результатом активной работы явились присвоение квалификации «вожатый» в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» 15 учащимся педагогического класса, призерство в предпрофессиональной олимпиаде «Умения XXI века», абсолютная победа на Московской компетентностной олимпиаде.
– Что вы почерпнули для себя, участвуя в этих мероприятиях? – спросили мы у будущих педагогов и специалистов в области коммуникации. Надпредметные навыки ведения дискуссий и переговоров, создания и защиты проектов, решения аналитических и управленческих задач, практические навыки профессиональной деятельности педагога, раскрытие творческого потенциала, опыт командной работы – именно это смогли получить ребята уже на первом году проекта предпрофессионального образования.
Нам важна и цепочка преемственности, когда учащиеся 9‑х классов с особой заинтересованностью смотрят на своих старших товарищей, участвуют наравне с ними в олимпиадах и конкурсах и вливаются в новые ряды педагогических классов уже 2022 года! Работа продолжается, впереди предпрофессиональный экзамен – серьезный конкурс предпрофессиональных умений, который дает независимую оценку уровня подготовки наших выпускников и уже сейчас определяет задачи на новый учебный год!
Наталья АРДАСОВА, заместитель директора по содержанию образования школы №1537 «Информационные технологии»
Комментарии