Это своеобразное объяснение в любви огромным возможностям Москвы. Они помогают в работе каждому учителю-логопеду, который умеет внимательно изучать их, а потом применять в своей профессиональной деятельности. Я рассказываю о том, как я использую ресурсы столицы в своей работе.
В современном мире детский билингвизм охватывает почти половину детей на планете, и эта тенденция будет расти и дальше. В три года дети обычно начинают ходить в детский сад и вдруг обнаруживают, что их друзья обходятся одним языком при разговоре с обоими родителями и воспитательницами детского сада. Кроме того, новые друзья и подруги маленького билингва не понимают языка, на котором он общается со своей мамой. Степень развития речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка-билингва, когда умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих на двух языках влияет на его место и роль в обществе. Дети в возрасте до 4 лет смешивают языки очень часто. Проблема в этом случае заключается в том, что у малышей еще недостаточно развит словарный запас, и слово, которое они не знают на одном языке, просто будет заменено на знакомое слово из другого языка. Когда у ребенка увеличивается словарный запас, такое смешивание языков случается реже. Когда ребенок идет в школу, лучше, чтобы он придерживался одного языка, на котором идет обучение в школе (в Москве на русском), иначе любое отклонение от коммуникационной нормы будут рассматривать как ошибку. С такими детьми я обычно больше внимания уделяю пополнению словарного запаса.Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке своего кабинета, своей группы, где каждый предмет несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребенка к диалогу.Так как у большинства современных детей имеются проблемы с речью, то семинары по ее развитию приобретают сейчас особую важность. Современный педагог должен постоянно быть в тонусе. В этом основной секрет успеха. Мне понравились следующие семинары: «Аутизм: трудности диагностики и коррекции»; «Актуальные проблемы логопедии в системе дошкольного, общего, специального и инклюзивного образования» (их проводили ведущий специалист России в области дошкольной и коррекционной педагогики Татьяна Борисовна Филичева и директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Владимировна Волосовец); «Когда и как учить читать дошкольников с нарушениями речи?» (ведущая семинара кандидат педагогических наук Анастасия Владимировна Лагутина).Я помню свои первые профессиональные конференции, участие в которых дало мне неоценимый опыт общения с коллегами, опыт формулировки своих мыслей, опыт получения обратной связи от слушателей – когда, по моему мнению, слушатели должны понять информацию одним образом, а они ее понимают совершенно другим образом. Плюс на конференциях я узнавала и узнаю направления, по которым работают другие опытные или более молодые креативные коллеги, узнаю такие направления, о существовании которых сама и не помышляла, смотрю, как можно улучшить свой доклад, какие можно нарисовать слайды и многое другое. Наиболее яркие конференции, которые мне запомнились: II и III международные научно-практические конференции «Современная логопедия: от теории к практике» и «Логопедия вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации».Многие вопросы, возникающие в процессе образовательной деятельности невозможно решить на конференциях или семинарах. Для этих вопросов предназначены такие мероприятия, как круглые столы. Все ресурсы, которые нам дает столица, помогли мне найти единомышленников, с которыми мы организовываем круглые столы раз в месяц. За круглым столом мы сами являемся или участниками, или ведущими. Нас объединяет желание выяснить: как решение, принятое за круглым столом, меняет отношение к работе с детьми и их родителями.Чувствуется эмоциональный обмен между участниками, в результате которого обязательно всплывает решение. Я учусь не только слушать, но главным образом слышать коллег и понимать, что мнение каждого из коллег, с разным опытом просто незаменимо. Формат общения за круглым столом позволяет обдумать предмет обсуждения, увидеть его с разных сторон, а не оставаться в собственных мыслях. Когда мы начинаем общаться, сразу появляются дополнительные слова, знания, которых раньше не было, мозг начинает работать активнее. Интеграция всех наших впечатлений, умозаключений рождает новое. В одиночку сложно найти решения, а человеку всегда важно высказаться, быть услышанным, и в этом плане такой формат общения, как круглый стол, является замечательным помощником.Благодаря круглым столам я нашла оптимальное и наиболее успешное решение в работе с детьми-инвалидами.Повышение квалификации дает мне бесценный опыт, обмен идеями, творческими разработками и постоянное профессиональное общение с коллегами из других образовательных учреждений. Курсы повышения профессиональной квалификации в Москве – отличный способ позаботиться о своем трудовом и профессиональном будущем, ведь никакие знания не бывают лишними.Благодаря применению знаний, полученных на семинарах, конференциях, круглых столах, мне удается помогать детям, ведь я вижу динамику у детей не только в исправлении звукопроизношения, но и в пополнении словарного запаса, грамматически правильно построенной речи. На своих занятиях все навыки развития речи я отрабатываю в игре, где учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка.В последние годы в Москве также проводятся такие увлекательные и крайне популярные у москвичей мероприятия, как «Ночь в музее», «Ночь в театре» и даже «Библионочь» – «Ночь в библиотеке». В эти вечера большую часть заведений предлагается посетить бесплатно или приобрести билеты со скидкой. Являясь участником таких мероприятий, мне удалось побывать в числе зрителей на театрализованных представлениях, принять участие в дискуссиях и чтениях произведений классической и современной литературы, а также послушать концерты в самых разных жанрах. В Москве также ежедневно проходят концерты и спектакли. Сочетание повышения квалификации с посещением музеев, театров, выставок дает возможность провести время не только с пользой, но и с огромным удовольствием. И, вернувшись на работу, я всегда рассказываю что-то новое своим дошколятам и по-настоящему вдохновляю их на самостоятельные исследования и на более личное, эмоциональное изучение окружающего мира. Дети хотят говорить красиво.Помимо мероприятий для взрослых в московских театрах ставят детские драматические и кукольные спектакли, куда я часто советую сходить родителям вместе с детьми. Ведь для детей от трех лет и детей, которые уже пошли в школу, детский театр имеет огромное воспитательное значение. Посещение театра для ребенка всегда праздник, событие. С театром у малыша связаны положительные эмоции. И это не удивительно, ведь театральное искусство воздействует на детей с помощью множества средств: это и музыка в спектаклях, и яркие образы, и всегда красивое художественное оформление сцены, декораций, прекрасные костюмы, яркая, правильно поставленная речь актеров. В театре ребенок имеет возможность слышать правильную интонационно-выразительную речь. По моим наблюдениям, у тех детей, чьи родители часто водили и водят своих детей в театры (особенно у тех, кто занимается в театральных студиях), развиты фантазия и воображение, быстрее обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым, звуки автоматизируются быстрее.Если говорить еще о московских ресурсах, важных для меня лично, то я к предыдущим добавила бы и педагогические марафоны, и различные фестивали. В этом году мне посчастливилось попасть на Российский национальный театральный фестиваль «Золотая Маска» и на фестиваль «Люди как люди».На фестивале «Золотая маска» я побывала на спектакле «Малые деньги». В этой постановке авторы обратились к проблеме социализации инвалидов в обществе и негативного отношения самого общества «нормальных» людей к тому, чтобы рядом с ними жил инвалид. За пару часов мне удалось увидеть и осознать, как тяжело инвалиду (умственному или физическому) жить в социуме самостоятельно, без посторонней помощи. Без других людей (родственников, специалистов) ему невозможно адаптироваться. Спектакль изменил не только мое отношение к этому вопросу, но, думаю, что и каждый зритель задумался над этой актуальной в наше время проблемой.Посетив фестиваль «Люди как люди» в рамках Всемирного дня распространения информации об аутизме, я подробнее узнала о ресурсных центрах города по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, приобрела книги и пособия по развитию речи у аутичных детей, которые пригодились мне в работе с детьми. Организаторами данного мероприятия являлись Коалиция помощи детям и взрослым с РАС в России, РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, «Наш солнечный мир», «Яблочко», «Равные возможности», общество «Добро», РООИ «Перспектива».Возможности Москвы дают нам – учителям-логопедам, дефектологам – уникальный шанс не только преодолеть отставание в области информации, но и вырваться вперед. Использование ресурсов столицы позволяет не на словах, а на деле обеспечить педагогам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, сделать систему образования более открытой и эффективной.Татьяна КАДИЕВА, учитель-логопед школы №138
Комментарии