Любознательность, креативность, эксперимент. Слова, являющиеся сегодня ориентирами для достижения успеха в любой сфере деятельности – науке, экономике, торговле, международных связях. Новый нестандартный взгляд на привычные вещи, желание изобрести что-то новое. Когда надо учить экспериментировать?В каком возрасте ребенок готов к исследовательской деятельности?
Иногда взрослые забывают, что дети с самого рождения познают мир и каждый шаг в неизвестность – это эксперимент. Желание узнавать что-то новое, открывать свойства предметов и явлений, расширять границы возможного – все это заложено в любом ребенке. К сожалению, часто такая активность с возрастом уменьшается, и педагоги сетуют на снижение познавательной мотивации у современного поколения. Причин у данной тенденции много. Но одна из них – желание взрослых «разложить по полочкам», объяснить на словах, часто со скучными и непонятными терминами, все, что для старшего дошкольника или младшего школьника составляет неразгаданную тайну, вызывает живой интерес и желание понять и попробовать самому. То есть то самое естественное от природы желание поэкспериментировать. «Почему светят звезды? Где кончается линия горизонта? Что такое плотность? Как извергается вулканическая лава?» Миллионы вопросов, миллионы попыток познать этот мир через собственный опыт, ошибки и удачи.Замечательно сказано: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Основываясь именно на этом постулате в территориальном отделении «Северное Измайлово» Городского психолого-педагогического центра была разработана программа «Экспериментариум», которая сегодня активно реализуется. Основной целью данной программы, рассчитанной на детей от 4 до 7 лет, является создание условий для самостоятельного познания ребенком окружающего мира. Занятия проходят в игровой форме, но включают в себя основные структурные элементы экспериментальной деятельности: определение темы исследования, выдвижение гипотезы, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных и презентация.Первичный элемент каждого занятия – это ритуал приветствия, закрепленная форма, которая соблюдается в группе в течение всего прохождения программы. Это помогает сделать эмоциональную атмосферу для ребенка более безопасной, понизить его уровень тревожности, сконцентрировать внимание. Для этой цели используются речовки, стихотворения или двигательные упражнения.После приветствия группа проходит «дорожку препятствий» – комплекс нейропсихологических упражнений, направленный на развитие саморегуляции и произвольности поведения. Это могут быть различные элементы путешествий, испытаний или сказок, соотносящиеся с темой занятия. Например, прохождение тактильной дорожки: дети путешествуют по опасному лесу, забираются в гору или пробираются в страну фей через вход, охраняемый злой колдуньей. Данный этап помогает ребенку совершить метафоричный переход в Страну знаний, что способствует увеличению концентрации, погружению ребенка в тему занятий, а также снимает эмоциональное возбуждение.Одна из самых любимых тем – «Путешествие к подножию вулкана». В первой части занятия дети знакомятся с горным ландшафтом нашей планеты, узнают о действующих и потухших вулканах, о том, как извергается лава. Далее участники эксперимента лепят из пластилина макет вулкана, а затем… происходит рукотворное чудо. Из подручных материалов (соды, моющего порошка, акварельной краски и лимонной кислоты) создается огненная извергающаяся лава. Или, путешествуя в Страну электричества, юный исследователь получает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, и понимание, насколько важно электричество в жизни современного общества.В процессе реализации программы «Экспериментариум» решается одна из актуальных задач современной образовательной системы – сделать мир опытов и науки увлекательным и интересным для детей. В дискуссиях ребенок учится выражать свою позицию, приводить аргументы в ее защиту, учитывать позицию другого. И, возможно, однажды из юных исследователей, полюбивших экспериментальную деятельность, готовых ставить сложные вопросы, не бояться поисков, споров и размышлений, мы вырастим новое поколение Циолковских и Королевых, Павловых и Ландау, которые совершат невероятные открытия и помогут человечеству разгадать многие тайны вселенной.Ольга ПРЕСНОВА,методист Городского психолого-педагогического центра;Александра КНЯЗЕВА,социальный педагог Городского психолого-педагогического центра
Комментарии