Ева СОЛОДУХА, директор школы №1002, заслуженный учитель РФ: – Академическая карьера перестала быть ценностью для массового потребителя сферы образования; образование становится сферой инвестиций и глобальной конкуренции; происходит «перепонимание» целей и задач образования. На это наталкивают и результаты международных исследований PISA2003, PISA2006.
В международных тестах учащимся предлагались не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для российской школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных и интеллектуальных умений. То есть, предметная модель российского образования ориентирована на достижение иных, чем в других странах, целей образования.
Согласно городской программе «Столичное образование-5» предусмотрен к 2012 году переход всех школ на профильное обучение. Профильное обучение становится ответом вызову времени и одним из путей, обеспечивающих реализацию развития основных жизненных компетенций, самоопределения и социализации.
При профильном обучении учитываются интересы, склонности и способности каждого ученика. Цель этого нововведения – ликвидировать разрыв между школьным образованием и требованиями вузов, познакомить старшеклассников с реальными потребностями рынка труда, максимально подготовить их к осознанному выбору профессии. Полученные в школе знания и навыки должны помочь им в дальнейшем реализовать свои карьерные планы.
Педагогический коллектив нашей школы начал работу по реализации профильности в 2005 году, когда на базе школы были организованы двухгодичные курсы МИОО, основной задачей которых было подготовить педагогический коллектив к профильному образованию, рассмотрев цели данного направления работы и определив перспективы развития профильности непосредственно в школе.
Кроме того, данные курсы позволили повысить квалификацию педагогов в области применения новых образовательных технологий, которые дают возможность перевода учителя от простого транслятора знаний к тьютору, то есть человеку, сопровождающему учащегося по его индивидуальной образовательной траектории. Такие формы работы как раз и позволяют развивать у учащихся компетенции, которых требует новое время: проявлять активность в познании окружающего мира, приобретать знания из различных источников, анализировать и обобщать информацию, формулировать и аргументировать выводы, критически мыслить, овладеть навыками эффективного общения, сотрудничества, взаимодействия, умело адаптироваться в реальных условиях, выявлять возникающие проблемы, находить альтернативные варианты их решения, нести ответственность за результат собственных действий.
Начиная с 9-го, а иногда и с 8-го класса ребята могут изучать практически любой предмет на занятиях элективных курсов (от «election» – выбирать). Это еще не профильное обучение, но уже подготовка к нему. Преподаватель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные темы, подбирает интересные материалы, рекомендует полезные пособия и книги. По окончании обучения ребята выполняют задание – группой или индивидуально. Например, изучив в рамках географии «Демографию, этнографию и развитие общества», они способны создать виртуальный город будущего, пройдя курс «Журналистики» – выпустить собственную газету, курс «Ландшафтный дизайн» позволяет учащимся не только знакомиться с теорией, но и на практике применять свои знания, участвуя в оформлении школьного участка. Творчество педагогов проявилось здесь в полной мере: «История мировых религий», «Языкознание для всех», «История войн», «Лингвистический анализ текстов». Есть и прикладные курсы, например «Делопроизводство», которые дают некоторые практические основы будущей профессии.
Естественно, работа в 8-9-х классах не может строиться без участия психологической службы школы. Психологи ведут курс «Психология общения», организуют групповые тренинги, индивидуальные консультации. В течение учебного года проходит блок анкетирования, выявляющий склонность учащихся к тому или иному роду деятельности. Анализ анкет представляется на обсуждение и родителям, так как во многом именно они влияют на выбор дальнейшего пути обучения после 9-го класса. С родительской общественностью проводятся родительские собрания, где в обязательном порядке представляются профили старшей школы, а также организуется встреча с сотрудниками колледжей, техникумов с целью получения полной картины образовательных ресурсов округа и района.
Уже в 2006-2007 учебном году в школе были сформированы 3 класса по следующим профилям: гимназический, физико-математический (ориентированный на АТУ им. Циолковского) и социально-гуманитарный (ориентированный на АТиСО). Соответственно в основу работы лег новый базисный учебный план с его трехступенчатой структурой: базовый – профильный – элективный. Администрация школы понимала, что это качественно новая степень вариативности, в основу которой легли запросы учащихся и их желание поступать в определенные вузы. Это отразилось в наборе элективных курсов. Определенное количество часов учебного плана выделялось и выделяется на проектную деятельность, в ходе которой учащийся совместно с педагогом-тьютором выстраивает модель обучения в рамках интересующей его темы, тем самым, создавая личное портфолио. Особого внимания заслуживает категория учащихся, пришедших в нашу школу для обучения в форме экстерната. Старшеклассники данной формы обучения, как правило, уже имеют представление о своей будущей профессии, о вузе, в котором они продолжат свое обучение. Несмотря на этот факт, педагогический коллектив школы, психологическая служба также работают с ними в рамках профориентационного направления.
Хотя в школе нет классов, спрофилированных на вуз, мы понимаем, что без сотрудничества с учреждениями высшего профессионального образования решить проблемы профильного обучения не представляется возможным.
Формы сотрудничества с вузами разнообразны: информационное обеспечение школьников через распространение буклетов о вузах; проведение дней открытых дверей; проведение занятий в рамках подготовительных курсов как на базе школы, так и в самих институтах; совместно с педагогами школы определены тематика и содержание элективных курсов; проведение олимпиад.
Комментарии