search
main
0

Путь улыбки

У дорожки на участке Житниковских свой секрет

Когда Ольга ЖИТНИКОВСКАЯ, учитель химии и биологии образовательного центра №3 Майкопского района, слышит на мастер-классах призывы не бояться начинать с чистого листа, она улыбается и кивает. Двенадцать лет назад учительница Республиканской гимназии города Майкопа переехала с семьей в станицу Новосвободную.

 

Из гимназии №1 в самую крошечную школу Адыгеи Ольга уезжала на свой страх и риск, просто доверяя интуиции. И она ее не подвела.

Впрочем, дух приключений Ольге, как и многим жителям туристической республики, был присущ всегда. Ведь могла же она на четвертом месяце беременности отправиться в многокилометровый ночной поход на Селигере или с рюкзаком и гитарой выбраться в окрестности Геленджика, чтобы на свечке разогревать вермишель в залитой ливнями палатке… Доверять своей интуиции и следовать движению души Ольга приучила себя давно. Ведь тогда ты в полной мере осознаешь себя частицей большого прекрасного мира, в котором непременно будешь счастлива.

Конечно, у станичной жизни есть свои плюсы и минусы. Ольга Александровна признается, что трудности не пугали, а скорее огорчали тем, что ограничивали прежние возможности. Жить без Интернета, как показали годы, вполне возможно. Но именно отсутствие связи заставило учительницу выйти из проекта, который она надеялась сохранить при переезде. Увы, программа дистанционного обучения детей-инвалидов в республике развивалась дальше уже без Ольги Житниковской. И такое значимое для нее дело терять было несравнимо печальнее, чем ленту ВКонтакте. Утешало, что в станичной школе дети также нуждались и в знаниях, и в душевном тепле, которое учительница дарила им.

Надо отметить, что в Новосвободной той поры не только с Интернетом были проблемы, в станице даже мобильная связь появилась лишь через год после переезда семьи. Аромат влажных дров, ведра с водой, отключение света даже при легком дыхании ветра, песни шакалов под окнами. Скажете, как это все романтично, и будете правы! Хозяйка дома уловила это витающее в воздухе настроение. В первый же день под окном расцвели три клумбы. В царство природы учитель биологии гармонично вплела привезенные из города цветочки и саженцы. Это потом на участке размером в гектар появятся спортивные сооружения для четырех сыновей, что тоже хорошо впишется в мир природы. Как и экзотические диковинки в виде реликтового дерева гинкго билоба, ровесника динозавров. А ученический проект под руководством Ольги Александровны по черенкованию хвойных и озеленению территории откроет для школы-невелички новые возможности. Проект же самой учительницы химии и биологии станет победителем в конкурсе социальных проектов, и его автор получит сто тысяч на развитие приусадебного хозяйства. Так что вполне вероятно, что в древней станице появится новая достопримечательность. Ведь не случайно сюда переехала семья Житниковских.

Ольга Александровна с воодушевлением рассказывает о знаменитой Царской часовне, возведенной недалеко от станицы в честь посещения императором Александром II этих мест 17 сентября 1861 года. Через год после визита монарха станицу Верхне-Фарсовскую переименовали в Царскую. Но после революции, в 1920‑м, она стала называться Новосвободной.

Расхожую истину, что не место красит человека, а человек место, Житниковская, смеясь, отметает.

– Вы просто не видели это место! Его невозможно украсить сильнее, – говорит она. – Представьте только, идешь в школу, а голова кружится от природной красоты. Даже несмотря на годы, что здесь живем, к ней невозможно привыкнуть! Красота природы – это колоссальный заряд сил и энергии, особенно для учителя естествознания. В школе я веду предмет «Окружающий мир», прихожу домой, а тут целая экосистема. На грядках и в саду половина учебника по ботанике – саженцы, рассада, цветы, елки… Здесь у нас птенчики учатся летать, тут кошка намеревается показать котятам, как за ними охотиться, там белка со своей неповторимой ажурной грацией щекочет прыжками ветки деревьев.

Говорят, что человек в силу привычки часто живет в разлуке с тем местом, где он мог бы быть по-настоящему счастлив. Но откуда ему это знать, сравнивать-то не с чем… К Ольге очень быстро пришло осознание – именно здесь она оказалась на своем месте. Может быть, в городской школе было бы проще, но как передать ощущение радости, когда твое мастерство расцветает вместе со станицей?! Природа не подвела, она ныне поманила в Новосвободную десятки переселенцев из самых разных городов России, включая Москву и Санкт-Петербург. И творческий расцвет дарований учителя Житниковской на новом месте совпадает с возрождением станицы, все чаще упоминаемой в новостях в связи с той или иной инициативой.

Учитель не может не быть направленным в будущее. Ольге Александровне удалось ощутить улыбку судьбы, когда перспективные линии ученикам рисуются легко и радостно, а самой удается жить в продолжающемся постоянном движении. Биология, химия, география, кружки экологии и краеведения, походы, прогулки, районные слеты, работа над «Видеословарем достопримечательностей» в рамках Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел». Как же много сил остается у человека, когда он не тратит их на суету, присущую городской жизни?!

Ольга Александровна уверена, ей со школой повезло, коллектив сильный, пусть и малочисленный, но настоящая гвардия той крепкой закалки, при этом не чурающаяся новых веяний. Цивилизация ворвалась в станицу, усадила детей в телефоны, что ж, будем сочетать ламповую атмосферу с новыми технологиями. Если ролик, то душевный, если челлендж, то тимуровского характера, если образовательный комикс, то с доброй атмосферой «Веселых картинок».

Можно сказать, что на конкурс «Учитель года» Житниковская попала случайно. Сначала просто не смогла отказать, потом с благодарностью вдохновилась. Где-то в глубине души у нее вызревало желание выйти на большую педагогическую сцену. Но говорила себе: «Пусть это будет зрелым шагом всерьез подготовленного учителя, накопившего и знания, и опыт, и то особенное вдохновение, которое дают только тысячи часов в калейдоскопе детских улыбок».

Выходило так, что все эти годы учительница химии и биологии все-таки невольно шла к конкурсу, пока готовила десятки учеников к состязаниям. Внушала им уверенность в своих силах и сама накапливала силы для решительного шага. Жизнь помогла его сделать. Ольгины ученики все чаще и чаще стали занимать призовые и первые места на районном, республиканском и даже всероссийском уровне. Для школы, где в некоторых классах всего по одному-два ученика, это не только отличное достижение, но и наилучшая мотивация для дальнейшего развития. Особенно радовало учителя то, что раскрывались таланты воспитанников в самых разных направлениях: предметных, волонтерских, кружковых – от краеведения до экологии.

Экология – особо важная тема. Надо терпеливо и желательно своим примером учить жить в гармонии с живым миром, не засорять его самому. Возникает очень важный, хотя, казалось бы, столь тривиальный момент. Странно же призывать детей любить букашку и цветок и не учить их при этом любить человека, свою семью, Родину… Поэтому учительница Житниковская максимально вплетала в свои занятия с детьми воспитательную работу в надежде ее активного возвращения в педагогический процесс.

Участие в конкурсе «Учитель года» давалось непросто: многие испытания были в новинку, приходилось шлифовать мастерство уже по ходу соревнований. Команда поддержки была хорошей – в семье все-таки два педагога, коллеги также всегда приходили на помощь, но все равно были моменты, когда есть только ты, учитель, и ученики напротив. Мама квартета сыновей, учитель из крохотной сельской школы в пятьдесят учеников, выступала на конкурсе от имени педагогов, ежедневно идущих к школьному звонку сквозь звон коровьих колокольчиков. Если получается у нее, то почему у них-то будет иначе?

Потом, после конкурса, наступил сложный момент, знакомый многим. Из зоны комфорта уютной школы участница конкурса вышла и теперь находится в потоке активности: поездки, семинары, форумы. Столько важных и нужных событий, но за ними нельзя упустить главное – обязанности простого школьного учителя, которого каждый день ждут ученики. Успеть везде невозможно, приходится расставлять приоритеты. Можно набраться сил и отказаться от какого-то хобби, но не от конкретных людей, а особенно детей.

Ольга Александровна никогда не умела отказать в помощи другим. Не научилась этому. Близкие порой журят ее, мол, опять чужую работу на себя взвалила. Но что удивительно, оказывается, все сделанное для других обращается тебе во благо. Именно опыт чужой вроде бы работы оказывается максимально полезным в твоей деятельности. Бывает и по-другому. Так, пришлось нашей героине пустить под нож онлайн-репетиторство. И неспроста, ведь еще в институте, когда хотела найти себе подработку во время учебы, услышала мудрый совет: «Ты потеряешь намного больше, чем заработаешь». Похоже, и с репетиторством у нее то же самое. Хотя Ольга Александровна подчеркивает, что не всем этот совет подходит. Многие именно в индивидуальных уроках находят возможности для совершенствования мастерства, но лично у нее так не получается. Она больше приобретает, когда время, которое могла бы посвятить репетиторству, направляет на собственное обучение или общение с семьей. Поступление в магистратуру, участие в программе под названием «Школково» – чем не источники вдохновения и новые ступени роста?

Ольга Александровна не раз переживала, что ей в школе-невеличке станицы Новосвободной приходится обучать единицы детей вместо десятков. А теперь получается, что жизнь возвращает должок, ведь она сможет научить сразу тысячи учеников, если будет делиться опытом с другими учителями, сопровождать их, наставлять и вдохновлять. Да, не я лично научу многих детей, до кого дотянусь, а доверю это своим соратникам по общему делу, вдохнув уже в них все свои силы!

Возвратившись недавно из профсоюзного лагеря-тренинга «Амбассадоры здоровья», Ольга живет мечтой заняться системным здоровьесбережением не только детей, но и педагогов. Сейчас работает над пилотной программой, надеясь запустить регулярные педагогические слеты со спортивно-творческим уклоном.

…Одна из кольцевых дорожек на большом семейном участке Житниковских называется «Путь улыбки». Несложно догадаться, с каким лицом здесь нужно ходить. Учительский путь Ольги Александровны – это тоже путь улыбки, живущей, пока есть мечта. О своей мечте наша героиня рассказала, мимоходом превращая очередной кусочек глины в аккуратный цветок для тысячной по счету рукодельной композиции. Их созидание для нее, учительницы, – излюбленный отдых.

 

Справка

В настоящее время станица Новосвободная выделяется среди соседних населенных пунктов малочисленным населением. Если в 1983 году в ней проживали 1000 человек, то в 2023 году насчитываются 624 человека.

 

Надежда ТУМОВА, Александр СЛАВОВ, Республика Адыгея

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте