search
main
0

Путь от сердца к сердцу лежит через урок английского. Но использовать методику «Эдюкаре» можно в преподавании любых предметов

Ее педагогическая концепция названа «Эдюкаре» – «Выявление». Выявляются и раскрываются все лучшие качества ребенка, присущие ему от рождения, его природные способности. Учитель не стремится ничего навязывать. Юлия СЕМЕНДУЕВА закончила махачкалинскую школу №13, в которую потом пришла преподавать английский язык. Директор школы Муминат Багомедовна Муртазаева поддержала ее педагогические взгляды. 13-я школа – экспериментальная площадка по гуманной педагогике, единственная в Махачкале и одна из трех в Дагестане. Нужно еще добавить, что несколько лет подряд учителя школы № 13 принимали участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года»: Лина Саволайнен, Джейран Баганова, Сергей Ивахненко, Вадим Мамцев. Юлия Семендуева участвовала в этом конкурсе в прошлом году.

Концепция «Эдюкаре» строится на пяти общечеловеческих ценностях и на пяти методах обучения. Ценности – это: любовь, мир, ненасилие, праведность, истина. А методы – сидение в молчании, пение, обсуждение цитат или изречений, обсуждение текстов, групповая деятельность.

– Как же на уроке иностранного языка сидеть в молчании?

Юлия Петровна улыбается, и я понимаю, что только дилетант может увидеть здесь противоречие.

– В начале каждого урока предусмотрен так называемый оргмомент, необходимый для того, чтобы дети собрались, сконцентрировались на материале, который они должны отвечать, усваивать. В качестве оргмомента я использую сидение в молчании. В тишине. Дети закрывают глаза, представляют солнце, как его свет распространяется на всех окружающих. Они сосредоточиваются на своем собственном «Я». От класса, от возраста это не зависит, но лучше практиковать это с начальной школы. Чтобы дети привыкли. Им это нравится. Они чувствуют, что у них в душе мир. Именно тот покой, который не дает им внешняя обстановка. Наша жизнь не позволяет почувствовать этот покой. Соответственно дети теперь как бы освобождаются от лишних беспокойств, сосредоточиваясь на теме урока.

…Мы беседуем в одном из свободных кабинетов школы. Идут занятия. Тишина…

– Второй пункт – это пение…

– Мы берем английскую песню, связанную с одной из пяти ценностей. Вообще каждый урок посвящается определенной ценности. Вот я только что пришла с урока в третьем классе. Там мы пели: «You take your little hands and go help, help, help». Дословно: «Вы берете свои маленькие ручки и начинаете помогать, помогать, помогать». Для чего человеку даны руки? Я спрашиваю сначала детей, как думают они. «Для того, чтобы писать, что-то создавать и так далее». – «А в общем для чего?» И мы приходим к выводу: руки нужны, чтобы помогать людям, чтобы идти и служить, отдавать свое тепло. Руки для работы, творчества, добрых дел. Спешите делать добро. Какая ценность заключена здесь? Праведное поведение. Помогая другим, мы помогаем себе.

То же самое с обсуждением цитат, изречений, текстов. Берутся какая-то ценность и соответствующие цитаты. Если мы коснулись праведного поведения, можем взять, например, изречение «Люби всех, служи всем». То есть равно относись ко всем людям и равно помогай всем людям. Знакомым или незнакомым. Воспитывается понимание единства всех людей. Независимо от внешних различий.

– Толерантность, о которой сейчас так много говорят.

– Мне это слово не нравится. Единство. У нас республика многонациональная, немало различий. Нужно стремиться воспитать детей так, чтобы через многообразие прийти к единству в этом многообразии.

– Но все-таки, Юлия Петровна, существует определенный образовательный стандарт… Нет ли противоречий между вашей концепцией и им?

– Нет. Мы не отходим ни от темы урока, ни от материала. Мы интегрируем представления об общечеловеческих ценностях в материал урока. В английском языке существует благоприятная почва для этого. Темы семьи, праздников, экологии, защиты природы. Даже тема, связанная с едой. Все можно согласовать. Через иноязычную культуру мы можем воспитывать уважение и к другой, и к своей культуре. Это опять же воспитание единства.

Юлии Семендуевой сначала попадались слабоватые ученики. Она стала искать пути, как их заинтересовать, как сделать так, чтобы они хоть немножко пополнили свои знания. Она поняла, что авторитарными методами этого не добьешься. Дети только закрываются. Как раз в это время началось ее увлечение индийской культурой. Обучение в древних индийских школах шло «от сердца к сердцу». Маленькие дети могли прийти к постижению истин, доступных, казалось бы, только взрослым. Весь секрет-то состоял в том, что обучение проходило не от ума к уму (то есть не просто шло закладывание информации), а от сердца к сердцу; работа велась в духовной плоскости, акцент ставился на духовной, психической, эмоциональной сфере. Юлия Семендуева стала изучать книги по индийской культуре и философии. «Наверное, это было так предопределено», – говорит она.

Я спрашиваю:

– Ошибки поначалу делали?

– Думаю, что все дело было во мне: готова ли я передавать знания от сердца к сердцу. Прежде всего мне нужно было работать над собой, над характером, воспитывать терпение, чтобы быть примером для учеников. Ведь если говоришь одно, а делаешь другое, то дети не станут тебя воспринимать.

Юлия Семендуева преподает во вторых, третьих и седьмых классах. В 2004 году выпустила два одиннадцатых класса, с этими ребятами она работала с начальной школы. Уже со второго класса начинала работать с ними по методике «Эдюкаре». Это намного легче: дети проще воспринимают материал, подсказывают учителю, какой ему сделать следующий шаг. Ты начинаешь прислушиваться к детям. Если сразу берешь старший класс, работать сложнее. Они не знают тебя как человека, начинают только знакомиться. Требуется год, может, больше, чтобы они за тобой пошли, тебе поверили. Это трудно, но, как говорит Юлия Петровна, преодолимо.

– Что могли бы посоветовать учителю, который заинтересуется методикой «Эдюкаре»?

– Я была бы очень рада, если бы и другие учителя придерживались этой концепции, хотя в России много учителей, которые работают по системе «Эдюкаре». У нас были семинары в Санкт-Петербурге. Их несколько лет подряд проводил институт ЕSSЕ (Дания). Там собирались энтузиасты, которые верят, что будущее именно за этой концепцией, что она приживется в России. Я не одинока, у меня много единомышленников. Хотелось бы, чтобы учителя в своей работе делали акцент на воспитании. Наша концепция ставит его во главу угла. Одни сухие знания в жизни мало помогут. Должно быть хорошее сочетание воспитания и обучения. Эта система работает в любом предмете. Например, математика, тема «Отрезок» или «Прямая линия». Помимо обычного материала (что это такое?) учитель может подвести детей к тому, что и в жизни мы должны идти прямым путем, поставив себе какую-то цель, идти не сворачивая, не отвлекаясь на постороннее. Или, например, география. Проходят реки или явления природы. «Какой пример вы могли бы взять у природы для себя?» То же в биологии. Дети говорят тебе, что природа отдает, ничего не требуя взамен. Солнце светит просто потому, что оно светит. Вода просто питает. Человек должен больше отдавать. А чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

– Любой текст из учебника, даже самый рядовой, может послужить основой для воспитательной беседы, – продолжает Юлия Семендуева. – Вот в седьмом классе тема «Экология». Здесь я рассматривала такую ценность, как ненасилие. Как должно оно проявляться по отношению к окружающей среде? Дети через анализ текста, его обсуждение приходили к тому, что все мы – частички природы, Вселенной. Если мы разрушаем свою окружающую среду, то уничтожаем самих себя. Бывает, что в старших классах дети спорят. Но в основном они делают правильные выводы.

Юлия Семендуева считает удачным тот урок, где кроме усвоенного материала дети сформулировали правильные нравственные выводы, отозвались. Но дальше они должны практиковать эти ценности в жизни. «Если удалось в них это заложить, выявить, открыть и если они в жизни начинают это практиковать – это самая большая оценка моего труда и самая большая награда для меня».

Махачкала

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте