search
main
0

Путь, который ты выбираешь Цикл уроков в 7-м классе

Тема “Что изучает наука криминология”
Цель: показать многообразие причин, которые могут привести человека к преступлению.
Задачи: познакомить учащихся с наукой, занимающейся изучением вопросов, связанных с преступностью; показать решающую роль волевых качеств человека в выборе образа поведения.
Материалы к уроку:
Я. Соколов “Граждановедение”. 7 класс. ╖6; карточки “Что изучает криминология”.

Вопросы для беседы
Что такое правонарушение?
Чем преступление отличается от других видов правонарушений?
Как вы понимаете слова криминальный, криминал?
Найдите в учебном пособии (стр. 43) название науки, которая занимается всеми вопросами, связанными с преступностью.
Распитие спиртных напитков в киоске.
Вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков.
Ограбление киоска.
Неоказание помощи продавцу киоска.
Нанесение телесных повреждений матери Дениса.
Убийство отчима.
Попытка изнасилования.

Рабочие листы 4, 5
Обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказания
(сводная таблица).

Задание
Найдите в деле отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.
Рабочий лист 4
Отягчающие обстоятельства
Групповые преступные действия.
Склонение несовершеннолетних к преступной деятельности.
Совершение преступления лицом, ранее совершавшим преступления.

Рабочий лист 5
Смягчающие обстоятельства
Несовершеннолетние.
Чистосердечное признание Максима Р.
Защита матери Максимом Р.
Совершение преступления впервые.

Знакомство с причинами преступности можно построить на основе выполнения задания 1 (стр. 46). Приведенные в задании характеристики выписываются на отдельные карточки. В процессе обсуждения они в соответствующем порядке прикрепляются к доске.
Учитель сообщает учащимся, что данные факторы могут явиться причинами преступления, и предлагает провести их классификацию, то есть сгруппировать по общему признаку.
Обычно ребята делят эти факторы на две группы – зависящие и не зависящие от человека – и не называют их социальными, психологическими и биологическими причинами преступности. В зависимости от уровня подготовки класса целесообразно либо сообщить учащимся о сущности этой классификации, либо предложить прочитать о ней в учебном пособии (стр. 42-45).
Возможна и эвристическая беседа по вопросам, позволяющим установить, от чего или кого зависят изложенные в задании факторы. Учащиеся отвечают: от характера человека, от общества, от наследственности. Учителю остается уточнить ответы и ввести понятия социальных, психологических и биологических причин преступности.
Анализ конкретных ситуаций важен не только для углубления знаний учащихся о причинах преступности, но – и это главное – осознания ими значения самовоспитания. Достижению целей способствует выполнение вставок-заданий на стр. 43, 45 учебного пособия.
Первая ситуация позволяет сделать выводы о роли неблагоприятной обстановки в семье в совершении подростками правонарушений.
Анализ второй ситуации заставляет ребят задуматься над виной самого правонарушителя, значением не только социальных, но и психологических причин.
Обсуждение третьей ситуации (приведена ниже) позволяет усилить вывод о том, что вступление на путь преступления зависит от самого человека.

Две судьбы
Один из них был высококвалифицированным рабочим редкой специальности на оборонном предприятии. Из-за сокращения военных расходов государства оно оказалось закрытым. Человек остался без работы и стал получать пособие в размере минимальной месячной зарплаты. Ничего, кроме работы по редкой специальности, безработный делать не умел. А такой работы и не предвиделось. Заболел сын. Потребовались немалые деньги. Решил подрабатывать грузчиком. Во время разгрузки вагона с дорогой обувью попытался сразу решить все проблемы – похитил ящик с дорогим товаром. Был уличен в преступлении.
Другой безработный в прошлом был инженером. Его очень ценили на производстве. Но оно также закрылось. Встал на учет в бюро по трудоустройству. И целый год не мог получить работу. Это очень удивляло и тревожило этого человека. Он был очень высокого мнения о себе и о своих способностях. Не соглашался поступить на более низкую должность и на “слишком неинтересные предприятия”. Из-за неопределенности своего положения начал выпивать. Стал раздражительным и вспыльчивым. Однажды сосед по дому дружески пошутил над ним и… получил удар по голове. С тяжелой травмой был отправлен в больницу. Бывший инженер был арестован.
Заканчивая урок, учитель подводит учащихся к выводу, что судьба человека в его руках.
Для усиления эмоционального воздействия целесообразно предложить прочитать отрывки “Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С.” и “Знак беды: девочка в зоне” (стр. 30 и 40).

Тема “Аморализм”
Цель: показать связь между совершением аморальных поступков и преступлениями.
Задачи: раскрыть динамику превращения аморального поведения в преступное;
показать некоторые аспекты совершения преступлений девушками-подростками.
Материалы к уроку: Я. Соколов. Граждановедение. 7 класс. &7; листы бумаги, маркеры.

Планируя урок, необходимо учитывать особенности коллектива учащихся, преобладающие ориентиры и ценности, общий нравственный уровень.
Вопросы для вводной беседы
О чем шла речь на предыдущем уроке?
Что изучает криминология? Причины преступлений, личность преступника, пути и средства предупреждения преступности.
Какие проблемы мы уже рассмотрели? Причины преступлений и частично пути предупреждения преступности.
О чем нам предстоит говорить?
Обобщая ответы на последний вопрос, учитель подчеркивает, что в течение нескольких уроков будут изучаться причины преступлений, которые коренятся в личности (характере, сознании, волевых качествах) людей.
Учитель сообщает, что криминологи стараются изучить не только явных преступников, но и потенциальных преступников (тех, кто еще не совершил преступление, но может это сделать). Криминологи утверждают, что потенциальных правонарушителей можно определить на улице, дискотеке, в школе.

Задание для работы в группах
Проверьте данное утверждение. Представьте себе, что вы – криминологи. Вам необходимо нарисовать портрет потенциального правонарушителя. Художественные достоинства рисунков не имеют значения. У вас 10 мин. на выполнение работы.
Первая и вторая группы. На дискотеке.
Третья и четвертая группы. В школе.
Пятая и шестая группы. В свободное время.
Как показывает практика, эти задания заставляют каждого задуматься о себе и об окружающих.
Анализ рисунков требует от учителя четкой организации. Обсуждение начинается только после завершения работы всеми группами. Рисунки следует вывешивать постепенно, по темам.

На дискотеке
Обычно ребята изображают юношей в рваных джинсах, с цепями, наколками, сигаретами во рту, бритыми или длинноволосыми. Девушек рисуют ярко накрашенными, в мини-юбках, с большим декольте, с крупной бижутерией, в сильно облегающей одежде, часто с сигаретой, в обнимку с юношей или на коленях у него.

В школе
Изображают дневники и классные журналы, где стоят двойки или пропуски уроков, вызывающие поступки, пререкания с учителем, драки, курение, приставание к младшим, грубость по отношению к окружающим на переменах.

В свободное время
Игра в карты, распитие спиртных напитков, токсикомания, наркомания, “посиделки” в подъездах, подвалах, на чердаках.
Перед анализом каждой серии рисунков учитель предлагает учащимся-“криминологам” выбрать те, на которых, по их мнению, изображены потенциальные правонарушители. Эти рисунки остаются на доске.
Организуя анализ рисунков, необходимо предусмотреть вопросы, позволяющие выявить:
аргументацию учащихся;
оценку и восприятие “героев” учащимися;
возможное отношение к ним родителей учащихся.

Вопросы для обсуждения
Хотели бы вы, чтобы вас пригласил(а) на танец такой юноша (девушка)?
Как отнеслись бы ваши родители к дружбе с такими “друзьями”?
Мнения “криминологов” оцениваются с учетом материалов учебного пособия (с. 49-50). Учащиеся знакомятся с поведением подростков, находящихся в воспитательно-трудовых колониях.
Полезно обсудить слова Л. Толстого: “Редкий вор и убийца совершает свое дело трезвым” (стр. 51).
Завершая урок, учитель обращает внимание ребят на доску, где выписаны особенности поведения и внешнего вида потенциальных правонарушителей.
Злоупотребление косметикой;
громкий смех;
плохая учеба;
вызывающий внешний вид;
грубость со старшими и сверстниками;
курение, алкоголь, наркотики.

Задание для работы с карточками
Покажите связь между аморальным поведением, пренебрежением к моральным нормам и правонарушениями.
Завершая урок, учитель делает вывод: конечно, эти поступки не подлежат уголовным наказаниям, но именно с них обычно начинается путь к преступлению. Безнравственность (аморализм) приводит к приобретению опыта антисоциального поведения, стремлению реализовать свои силы в любой деятельности, которая может развлечь, помогает “скрашивать серость будней”.

Тема “Некорыстные преступления”
Цель: способствовать формированию негативного отношения к повреждению и уничтожению чужого имущества.
Задачи: рассказать о некоторых видах уголовно наказуемых некорыстных преступлений, направленных против собственности;
предупредить об ответственности за правонарушения, часто совершаемые подростками.
Материалы к уроку:
Я. Соколов. Граждановедение. 7 класс. ╖12; фотографии, рисунки, изображения подъездов домов, автобусных остановок; видеомагнитофон, телевизор; карточки с описанием правовых ситуаций.
Урок содержит материал о четырех видах преступлений, наиболее часто совершаемых несовершеннолетними: умышленном уничтожении или повреждении имущества, неправомерном завладении транспортными средствами без цели хищения, вандализме, заведомо ложном сообщении об акте терроризма.
Необходимо иметь в виду, что первые два преступления Уголовный кодекс РФ относит к преступлениям против собственности, а последние – к преступлениям против общественной безопасности.
Перед уроком учитель с помощью ребят, выполнявших опережающее задание, оформляет на доске выставку рисунков и фотографий подъездов домов, автобусных остановок и т.д.
Учитель просит учащихся высказать мнение по вопросу: являются ли преступными действия людей, которые так изменили облик помещений, зданий и т.д. Мнения ребят обычно расходятся. Учитель формулирует первый вопрос урока:
Является ли преступлением повреждение чужого имущества, общественных зданий?
С информацией выступают ребята, бравшие интервью у подростков, уничтожавших или повреждавших имущество. “Герои” интервью почти всегда уходят от ответа либо говорят, что сделали это “просто так”, без всякой корысти.
Изучение нового материала проводится в форме ролевой игры “Юридическая консультация”. Класс делится на группы, каждая группа получает карточки с описанием ситуаций.

Ролевая игра “Юридическая консультация”
Учитель предлагает ребятам поработать юристами в юридической консультации – организации, оказывающей юридическую помощь населению, разъясняющей действующее законодательство. Обращения в юридическую консультацию могут быть письменные и устные.
Учитель раздает группам “юрисконсультов” карточки с ситуациями и просит их дать письменное заключение, которое должно содержать ответы на вопросы:
Является ли описанное деяние преступлением?
Если да, то какое наказание может последовать?
В качестве вспомогательного материала учащимся рекомендуется использовать текст ╖12 и ст. 207, 214, 167, 168 УК РФ.

Статья 167. Умышленное уничтожение или повреждение имущества.
1. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, –
наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, –
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности.
1. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности, –
наказываются штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшими тяжкие последствия, –
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 214. Вандализм
Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, –
наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Окончание. Начало на стр. 7

Карточки для работы
Карточка 1
Во дворе дома один из жильцов постоянно досаждал Андрею и его друзьям: то родителям нажалуется, то участковому. После очередной жалобы они решили “посчитаться” с ним: ночью облили бензином автомобиль жалобщика и подожгли его.

Карточка 2
Два 14-летних восьмиклассника не знали, чем себя занять. Они заметили одиноко стоящий автомобиль, владелец которого, оставив ключ зажигания в замке, ушел за сигаретами. Ребята решили прокатиться, сели в автомобиль и поехали.

Карточка 3
Недалеко от деревни мальчики развлекались тем, что поджигали тополиный пух. Очередная волна пламени вместе с большой охапкой пуха была подхвачена ветром и брошена прямо на крышу дома. Зной и сушь стояли невероятные, дом полыхнул.

Карточка 4
Группа подростков шла на дискотеку. Проходя мимо памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, один из них нарисовал краской на памятнике фашистскую свастику.

Карточка 5
Семиклассники очень боялись контрольной работы по физике. Один из учеников класса сказал, что знает верный способ ее отменить. Утром следующего дня он позвонил директору школы и, изменив голос, сообщил, что в одном из кабинетов заложена бомба. Занятия в школе были отменены.

Тема “Корыстные преступления. Некорыстные преступления”
Задачи: способствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность;
способствовать нейтрализации криминально-иждивенческих настроений в среде подростков;
показать признаки основных видов правонарушений против собственности;
сформировать представления об ответственности за преступления против собственности.
Во всех темах раздела “О преступлениях против собственности” содержится материал, понимание которого не может вызвать каких-либо серьезных затруднений у учителя и учеников. Важнейшие юридические сведения об основных преступлениях против собственности педагогически адаптированы с учетом возрастных особенностей подростков.
Вымогательство – преступление, наиболее широко распространенное в молодежной среде, выделено в отдельный параграф только для усиления профилактического значения учебного материала.
Материал пособия о корыстных и некорыстных преступлениях целесообразно рассматривать в содержательном и методическом единстве, полнее использовать образовательно-воспитательные возможности обеих тем учебника.
Структура учебных параграфов проста, она определяется логикой правового материала. Учитель последовательно рассматривает виды преступлений против собственности, наказания за кражу, грабеж, разбой, мошенничество.
Если в результате занятий ученик сумеет определить значение понятий кража, разбой и др., назвать хотя бы приблизительно предусмотренные за их совершение наказания, то одну из важнейших целей раздела можно считать достигнутой.
Значительно более важным и сложным представляется реализация задач формирования негативного эмоционально-ценностного отношения к имущественным преступлениям. Их решению помогает изучение вопроса об истоках таких преступлений: зависти и жадности, присущих некоторым людям.
Однозначность представлений и суждений в данном случае и неуместна, и невозможна. Цель не в том, чтобы школьники согласились с определением жадности как черты личности, увеличивающей вероятность совершения корыстных преступлений. Избегая этой однозначности, учитель может предположить, что многие жадные люди никогда не пойдут на прямое нарушение уголовного закона. Они предпочтут упорно, от зари до зари трудиться. Зарабатывать деньги в поте лица своего.
Жадность, таким образом, не поддается однозначной оценке. Целесообразно вместе с тем обратить внимание учащихся на те человеческие качества и чувства, которые несовместимы с совершением умышленных преступлений (скромность, доброта, терпение, милосердие).
Урок начинается с простого вопроса: “Как вы думаете, откуда берутся зависть и жадность?”
Направить обсуждение в нужное русло помогает материал раздела “Познай людей и самого себя” (стр. 76-77). Влияние телерекламы в этом смысле несомненно. Учащимся предлагается назвать рекламные ролики, активно воздействующие на эмоции, вызывающие зависть ко всем, кто пользуется тем, что настойчиво рекламирует телевидение.
Кто откажется полежать на берегу Красного моря в январе? А как впечатляюще показаны красоты теплого моря! А какие развлечения – акваланги, виндсерфинг, яхты, водные лыжи! Но где же взять деньги на все эти удовольствия? Как добыть деньги?

Законные пути (из ответов учащихся экспериментальных школ):
Работать, накопить нужную сумму и купить путевку.
Выучить язык и поехать переводчиком.
Наняться матросом на корабль.
Открыть свою туристическую фирму.
Противозаконные пути (по ответам учащихся):
Украсть деньги там, где они “плохо лежат”.
Заработать перепродажей наркотиков.
Заняться вымогательством.

Другой пример – реклама автомобилей.
Законные пути (по ответам учащихся):
Заниматься на тренажерах.
Изучать правила дорожного движения для получения водительского удостоверения.
Открыть свой бизнес.
Незаконные пути (по ответам учащихся):
Угнать автомобиль.
Заняться перепродажей наркотиков.
Купить краденый автомобиль “по дешевке”.
В ответах, как правило, предстает весь перечень имущественных преступлений: от кражи и грабежа до вымогательства.
Уместно предложить учащимся сочинить сценарий рекламного ролика (для работы дома). На следующем занятии обсуждается не более двух сценариев. С остальными учитель познакомится позднее и прочитает ребятам наиболее интересные.
Цель этой работы – создать у учащихся представление о том, что существуют вполне законные пути удовлетворения даже самых недостижимых желаний. Но они требуют честного и упорного труда. Есть и незаконные пути: обман, хитрость, прямое нарушение уголовного закона. Наказание неизбежно, и у человека всегда есть выбор.
Приведем правильные ответы на вопросы по заданию 1 (стр. 74)
Схватил шапку с головы прохожего и скрылся – грабеж.
Забрал чужую шапку из раздевалки – кража.
Снял с женщины золотые украшения – разбой.
Залез в карман пассажира автобуса – кража.
Вскрыл чужой автомобиль и забрал магнитолу – кража.
Вовлекли в азартную уличную игру – мошенничество.
Это задание целесообразно использовать после объяснения признаков видов корыстных преступлений. Если учащиеся допускают ошибку, необходимо обращать их внимание на соответствующие определения, данные в учебном пособии, и вносить необходимые исправления.

Использование именно этих фрагментов текста и заданий не является обязательным. Учитель всегда имеет возможность отказаться от той формы работы, которая “не идет” на уроке, обратиться к другим материалам учебного пособия. На уроке о корыстных преступлениях, например, уместно обсудить высказывания Вольтера и Ш. Руставели. Отдельные учащиеся получают индивидуальные задания: выскажите свое отношение к мыслям Демокрита и Ж. Лабрюйера.

Тема “Вымогательство”
Задачи: создать представления об уголовной ответственности за вымогательство – самое распространенное среди школьников правонарушение;
сформировать готовность противодействовать вымогательству и другим правонарушениям.
Понятие вымогательство и ответственность за него рассмотрены в учебном пособии достаточно полно. Цель вставки-задания (стр. 79) – адаптировать материал, доступно его объяснить. Поиски ответа на вопрос вставки-задания о решении суда не требуют особых усилий. Ясно, что суд должен был вынести решение о привлечении виновных к ответственности.
Сложен (прежде всего в нравственном смысле) вопрос об обращении жертв вымогательства за помощью в милицию. Следует иметь в виду, что в новом УК РФ изменена ответственность за недонесение о преступлении. В частности, закон освобождает от обязанности сообщать о преступлениях ближайших родственников и супругов тех, кто их совершил или готовит.
В то же время учащиеся должны осознать, что нежелание заявлять о том, что в отношении их совершено вымогательство, только поощряет новые преступления. Ни страх перед обидчиком, ни боязнь прослыть “доносчиком” не могут быть причиной молчания. Уместно воспользоваться сравнением молчаливой жертвы вымогательства с бараном, которого стригут, рассказать о “воровских законах чести”, поговорить о выгодах, которые получают от молчания “баранов” и соблюдения “законов” преступники.
Ключевая задача учителя – убедить учащихся в необходимости обращения за помощью к милиции, если имеется угроза покушения на них или их имущество. Своевременное обращение в органы внутренних дел позволяет сохранить достоинство и материальные ценности.
Уместно напомнить, что милиция существует на деньги налогоплательщиков, то есть тех, кого она и должна охранять. Защищать граждан от преступных посягательств – это ее долг. Но милиция ничего не сможет сделать, если граждане не будут с ней сотрудничать в борьбе с преступностью.
Нужно быть готовым к тому, что некоторые школьники приведут примеры равнодушного отношения милиции к обращениям граждан, например пострадавших от кражи, за помощью. Такие случаи не единичны. Аргументы милиции: нераскрытых убийств и других тяжких преступлений множество, мы заняты более серьезными проблемами.
Целесообразно уже на этом занятии обратить внимание учащихся на то, что в структуре органов внутренних дел находится специальное подразделение, занятое работой по предупреждению преступности несовершеннолетних. Номер телефона этого отдела милиции рекомендуется вписать в отведенное для этого место на стр.81 учебного пособия. Необходимо объяснить, что в случае угрозы покушения на имущество или здоровье учащиеся должны звонить именно по этому телефону.
Конечно, давая эти рекомендации, учитель должен быть уверен, что работники милиции действительно помогут ребятам. Нужны постоянные контакты школы и органов внутренних дел, сотрудников которых, ответственных за работу с несовершеннолетними, целесообразно информировать о содержании учебного курса.
Несколько слов полезно посвятить явлению рэкета, подчеркнув его опасный для общества и людей характер. Учащиеся иногда пытаются оправдать рэкетиров: они, дескать, обирают только богатых, которые “успели нахапать”, что с бедных нечего брать. Эти утверждения – бесспорный сигнал о том, что в классе есть ребята, которым с детства прививают ненависть не к бедности, а к богатству, внушают, что честно заработать большие деньги нельзя.
Понятно, что поведение учителя в этой ситуации определяется его личными убеждениями. Авторы хотели бы обратить внимание лишь на неоднозначность важной для общества проблемы: даже известные образы Робин Гуда и Юрия Деточкина в равной мере подтверждают как уравнительную, так противоположную ей точки зрения.
Одно очевидно. Учитель должен объяснить ребятам, что богатство, нажитое незаконным путем, может быть конфисковано только по решению суда. Рэкетиры же меньше всего думают о социальной справедливости. Они вымогают и у криминальных элементов, и у честных предпринимателей. Главное для них – деньги. Несомненно и то, что высокое материальное положение, достигнутое законным путем, скорее вызывает уважение, а не зависть. Как сказал шахматист, обвиненный в том, что зарабатывает слишком много: “В чем же дело? Вот шахматы. Садитесь и выигрывайте. Станете богаче меня”.
Материалы раздела “Познай людей и самого себя” в данной теме целесообразнее не оставлять для самостоятельного изучения. Задание 1 (стр. 83-84) раздела поможет организовать коллективную работу в классе на следующем уроке. Выполненное дома задание обсуждается на занятии. Для экономии времени ребятам предлагается перечислить только первые пять выбранных ими качеств.

Вопросы для обсуждения
Почему данное качество вы поставили на такое-то место?
Почему вы это качество оценили столь высоко?
Почему не включили в список данное качество?

Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя граждановедения
Новоуральск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте