Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Путь к сердцу Италии лежит… через желудок. После школьных уроков почти все участники номинации поднялись на следующую ступень конкурса

Учительская газета, №41 от 12 октября 2004. Читать номер
Автор:

Номинация «Иностранный язык» в этом году преподнесла несколько сюрпризов. Мы привыкли к английскому, немецкому, даже к редкому для современной школы французскому. В этот раз сюрпризов хватило всем. Во-первых, был один необычный урок – итальянского языка. Его дала учительница из Санкт-Петербурга Ирина Кахиани. Во-вторых: из одиннадцати учителей-«иностранцев» на следующий этап конкурса прошли… десять. То есть практически вся номинация.

Личность и общество – таковы были главные темы уроков английского в старших классах.

Язык языком. Но урок должен давать что-то еще помимо грамматики и лексики. Десятиклассники Эльвиры ЖАНОВОЙ из Уфы учились разбираться в себе, пытаясь определить, кто же это такой – успешный человек. Интересный ход был использован на уроке – классная доска. На ней – красочные цветные картинки: человек, выступающий с трибуны, цветы, иероглиф. Нужно выбрать одну. Разумеется, выбор этот как-то связан с характером человека. Это своеобразный тест, одновременно серьезный и шуточный. На обратной стороне рисунков коротко говорилось (конечно, по-английски), каким характером обладает тот, кому пришлось по душе то или иное изображение. Председатель жюри Игорь Смирнов, учитель года-2002, не смог удержаться и выбрал яркую картинку с улыбками. Оказалось, что он человек легкий, веселый, с ним не соскучишься. Судя по его реакции, эта характеристика попала в цель.

Ольга ИЛЬИНА из Смоленской области решала с десятиклассниками такую проблему: что же составляет личность? Девиз для урока: качество жизни человека зависит от того, как он живет. Работа по развитию коммуникативной компетенции строилась на учебно-речевых ситуациях разных видов. Урок Ольга Ильина начала с рассказа о себе. Детям ведь всегда интересно, что же представляет собой учитель за пределами класса. Затем настала очередь ребят. Надо было рассказать о том, что в твоем характере есть хорошего и отрицательного. «Всегда в своей работе говорю о том, какая я. И заметила, что этот рассказ снимает напряжение. Это надо, чтобы дети не стеснялись. В то же время это служит подсказкой, как построить свою речь», – пояснила Ольга Владимировна после звонка. А еще на ее уроке десятиклассники старались определить, что нужно человеку, чтобы жизнь его была хороша. Большинство пришли к выводу, что самое важное – иметь хороших друзей. В конце урока вместо оценок ребята получили в качестве поощрения по яблоку.

Лариса МИХАЙЛОВА (Чита) в одиннадцатом классе использовала отрывок из фильма, который требовалось озвучить. В течение тридцати минут класс работал над изучением новых слов по теме. Лариса Юрьевна поставила задачу привить навыки работы в команде. Ребята занимались «озвучкой» группами. Надо было проявить лидерские качества, выбрав, кто именно из группы будет читать диалог. Этот выбор – тоже трудная задача. Но результат был достигнут, ребята справились, выступили как профессиональные дублеры.

Урок Оксаны УРМАНОВОЙ из Рязани по теме «Личность и ее восприятие окружающими» преследовал цель сформировать представление об особенностях делового общения в разных странах: Англии, Японии, США. Разумеется, такой урок был невозможен без умения вести светскую беседу с учетом этики делового общения. Этика – вещь тонкая. Еще бы, если при знакомстве с американцем вы должны пожать руки, то японец может и не понять, что это приветствие. Приветствием считается поклон. Оксана Урманова отбирала ситуации, которые возможны не только в профессиональной деятельности, но и в жизни. Урок прошел в достаточно высоком темпе, но без перегрузки.

Анна ТАРАКАНОВА из Хакасии пыталась обратиться к жизненному опыту учеников. По ее мнению, все предметы должны учить жизни. Все аспекты знаний – теоретические, практические, социальные – одинаково важны. Каждый урок – своего рода виток жизненной спирали. Чем их больше, этих витков, тем прочнее будет пружина, тем сильнее подтолкнет она ученика к реальной жизни, к которой он будет уже готов. Проще ему будет адаптироваться, менять профессиональные приоритеты.

Уроки английского проходили в десятых и одиннадцатых классах. Илия СЕМЕНДУЕВА из Махачкалы и Татьяна АНТАКОВА из Костромы работали с семиклассниками.

Урок немецкого языка был всего один. Конкурсантка из Самары Татьяна ВОРОНКОВА и ее десятиклассники выясняли, что нужно взять с собой в заграничное путешествие. В начале урока это касалось конкретных вещей: паспорт, сумка, часы и т.п. В конце – более глубокий подход, который требовал особого выбора. Вот рюкзак, с которым мы едем. А вот урна, куда надо бросить все ненужное. Что берем? Берем знания языка, культуры, доброжелательность. Оставляем неприязнь, ненависть. Татьяна Евгеньевна выбрала разную стратегию работы с текстами. Если в одном случае из путеводителя, например, извлекали информацию, стараясь при этом обосновать свое мнение (почему и что надо посетить), то в другом требовалось полностью понять содержание текста, пропустив его через себя.

Осень. Унылая пора, очей очарованье… На уроке французского языка Елены КРИВОШЕЕВОЙ (Брянск) звучали стихи Пушкина, Тютчева, Верлена. Тема урока – осень. Конечно, в шестом классе важно научиться образовывать прилагательные женского рода, но также важно развивать чувство прекрасного. Например, через поэзию. Елена Олеговна на своем уроке использовала параллельно и английский.

Ирина ЩУКИНА из Вологды на уроке французского языка в восьмом классе стремилась, опираясь на концепцию диалога культур, познакомить детей со сходствами и различиями культурных традиций Франции и России. И не только в плане сегодняшнего дня, но и в диалоге времен. В конце урока зазвучала песня под гитару – со словами, только что выученными на уроке. Впрочем, на занятии изучались не только французские слова, но и жесты.

Итальянская кухня была темой урока Ирины КАХИАНИ из Санкт-Петербурга. Какие ассоциации возникают при слове «Италия»? Собор святого Петра в Риме, венецианские каналы с гондолами и, конечно, спагетти. Кухня – важнейшая составляющая итальянской культуры. Кроме традиционных приемов Ирина Кахиани использовала один особый, «авторский» – угощение салатом из фруктов.

Как уже говорилось, из 39 участников, прошедших в следующий круг, было десять учителей иностранного языка. Четвертая часть. И четверо «иностранцев» затем попали в «пятнашку» финалистов: Ирина Кахиани, Ирина Щукина, Татьяна Антакова и Татьяна Воронкова.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту