Театр в нашей школе существовал, наверное, с момента основания. Еще в прошлом веке обычные учителя, чаще всего словесники, ставили спектакли с ребятами. И возникновение нескольких студий, сотрудничество с профессиональным коллективом «111», уроки театра – все это стало логическим продолжением первых шагов и острого, живого интереса, который оставался в душах ребят и взрослых, после того как занавес опускался, а зрители расходились по домам.
Для чего нужен школьный театр? Что происходит с ребятами? Рассказывает Татьяна Михайловна Камнева, режиссер, педагог сценической речи и актерского мастерства:
– Мы живем в потоке информации, которая, как дождинки, пробивает нас насквозь. Как выявить свой собственный интерес в этом потоке и следовать ему? Как освободиться от мусора, прилипающего к нам, как сбросить с себя лишнее напряжение, как во всем этом реализовать свои способности? Вопросов много, и театр – это один из инструментов, помогающих разрешить их. Театр – это прежде всего создание команды, где рождаются общие интересы, где ребята соподчиняют себя друг другу, учатся вместе работать. Через специальные упражнения, тренинги собирается внимание, оно становится сосредоточенным, глубоким, дисциплинируются чувства. Через материал, который мы берем в работу, формируется осознанность поведения.
Главное в театре – действие, поэтому человек через образы ищет цели, ставит задачи, находит способы их воплощения. Представление, спектакль для ребят – это всегда ответственность перед собой и залом, выходя на сцену, каждый из них мобилизуется, как бы вытягивается в струночку, стрелочку, направленную вверх, ведь так хочется быть принятым своими сверстниками. Одно дело, когда тебя принимают родители и учителя, и совсем другое, когда одноклассники говорят: «Ну ты даешь, вообще!» Здесь рождается взаимное уважение, поднимается самооценка.
После репетиций и представлений ребята уходят наполненными, что-то еще обсуждая на улице, не желая расставаться друг с другом, радуясь. Это и есть та живительная сила, которую рождает театр.
В нашей школе театр начался с замечательных людей, развивающих социоигровой стиль, драмогерменевтику, написавших несколько книг по театральному образованию. Это А.П.Ершова и В.М.Букатов. По одной из книг – «Режиссура урока, общения и поведения учителя» – проводились семинары, куда приходили педагоги, ищущие, как сделать свои уроки неформальными, живыми, чтобы ребята брали инициативу, задавали вопросы, ставили цели, определяли задачи. Менялся сам образ учителя, заинтересованного в деловом общении на уроке.
Одновременно с этим режиссеры А.В.Гребенкин и А.В.Вичканов строили театр в подвале школы, куда пришел ранее набранный актерский курс, ставший основанием театра «111». Создавалась живительная театральная среда. Актеры, играющие на сцене, пошли в классы проводить уроки театра, сценического движения, речи, танца. Во внеурочное время открывались театральные студии, где реализовывали программы, составленные самими актерами и режиссерами. Театр стал единомышленником удивительного сообщества детско-взрослой академии «Окно в будущее», где анализировали спектакли, знакомили с театральной технологией, создавали сценические постановки.
Он стал партнером и в тьюторском направлении, где на уроках МХК через образовательные события ребята решали свои проблемы. Театральное направление пошло и в начальную школу, где возник театр «Трям», а из уроков театра родился фестиваль «Воробьишка». Мы видим, опираясь на наш уже 25‑летний опыт, что театр обогащает школу, раскрывая потенциал учителей и учеников, дает способы решения профессиональных проблем, является инструментом понимания и выстраивания своего образа в реальности, помогает создать новое пространство образования, целесообразность которого выявляет творческие возможности всей системы.
Марина ГОРДОН, педагог дополнительного образования школы №1811 «Восточное Измайлово»
Комментарии