search
main
0

Путь к олимпу

Театр на уроках истории

«Хочу в школу!» – эту фразу каждый родитель мечтает услышать от своего ребенка. А для нас, учителей, эти слова – высочайшая награда, абсолютная победа. Только путь к этой победе сложен и тернист. Проблема мотивации в обучении одна из самых актуальных проблем педагогики, ведь человека нельзя просто научить, он может только научиться. И невозможно формально воспитать, он может только сам приобрести и осмыслить необходимый для этого личностный опыт.

Какое прекрасное слово «воспитание»! Ведь оно указывает на взращение человека, но не физическое, а духовное, нравственное. На психологическое взросление человека. Какова роль учителя в этом взрослении? Я думаю, особенная. Ведь дети приходят в школу не просто учиться. Они приходят за жизненным опытом. Поэтому мотивации самой по себе, в отрыве от реальной жизни, не бывает. Урок должен стать для детей событием. Необычным, насыщенным, запоминающимся. А вся школьная жизнь – лентой таких событий.

Подумайте, что вспомнит наш выпускник из школьной жизни десять или двадцать лет спустя? Контрольные? Оценки? Повседневные задания? Нет. Я неоднократно присутствовал на встречах выпускников. И сам являюсь выпускником школы, в которой преподаю. Поэтому точно знаю, что вспоминают в таких случаях.

Помню, как в 1982 году мы ставили на школьной сцене спектакль «Понедельник начинается в субботу». Я играл профессора Выбегалло, а мой друг и одноклассник Иван Охлобыстин – Кристобаля Хунту. И это было настоящее событие. Прошло почти сорок лет, а я помню все: и репетиции, и подготовку, и школьный спектакль, причем так, словно это было вчера.

Школа – путь к олимпу, путь к профессии, дорога к успеху. Здесь мы делаем свой жизненный выбор. И, может быть, именно школьный спектакль помог мне и моим друзьям выбрать дорогу в актерскую, режиссерскую, педагогическую профессию… Мне довелось жить (именно жить!) в нашей школе во всех трех ипостасях: как ученику, как учителю и как родителю. Мой сын тоже выпускник нашей школы. И выступления на школьной сцене сыграли не последнюю роль в выборе им профессии. Он тоже педагог. Школа научила его не только играть роли и писать сценарии, она научила его делать каждый день своей жизни событием.

Событие. Еще одно замечательное слово. Справедливо было бы назвать его основой, главным содержанием школьной жизни, где ученик и учитель поднимаются на более высокий уровень общения – уровень сотрудничества и сотворчества. Я хочу, чтобы дети через много лет помнили наши уроки и внеурочные мероприятия как лучшие минуты своей жизни. Рассказывали о них своим детям, чтобы те мечтали: «Мы тоже так хотим!» И я уверен, что достичь этой цели нам поможет волшебная сила искусства.

У хорошего учителя каждый урок – спектакль, тщательно срежиссированный и отрепетированный. Но особое место в учебном процессе занимают уроки, где элементы театрализации проникают в школьную жизнь.

Я хочу рассказать о том, как мы стараемся с помощью элементов театра сделать предметные знания частью жизни наших учеников, ведь человек запоминает только то, что проходит через призму его личного опыта, что становится подлинно своим.

После долгожданного выхода на очное обучение мы, учителя, четко определили стоящую перед нами задачу: сделать так, чтобы дети действительно хотели в школу. Это очень важно в нынешней ситуации. Мы видим, как трудно сейчас семьям наших учеников, как важны позитивный настрой, стабильность и вера в будущее. И здесь на помощь приходит театр, который, как известно, «превращает толпу в народ», «щедро делится запасами мудрости и доброты». Он объединяет людей и очищает души.

Как мы решаем эту задачу? Расскажу о некоторых аспектах использования театрализации в школьной жизни, в частности на уроках истории. Ярким событием школьной жизни стал фестиваль «Лента времени», который проходит в рамках декады предметов гуманитарного цикла.

Вся школа в этот период становится одним большим театром. По школьным этажам перемещаются герои разных исторических эпох в характерных для своего времени костюмах, общаются с учащимися, организуют квесты, игры, викторины. Персонификация – эффективный прием, который наши дети воспринимают с большим энтузиазмом. Они знакомы с ним по фильмам и книгам, где герои перемещаются во времени, они знают его по косплею… Для них это среда, в которой они чувствуют себя естественно, но при этом заинтригованы происходящим. Они не только узнают своих одноклассников в роли того или иного персонажа, но и с интересом слушают их рассказы об исторической эпохе и о себе, проверяют, уточняют информацию и одновременно подыскивают роль для себя на следующий фестиваль. Ключевые слова здесь: «Хотим еще!»

Отдельного внимания заслуживают школьные спектакли. «Песнь про царя Ивана Васильевича…» по поэме Лермонтова запомнилась многим поколениям выпускников школы. До сих любят вспоминать один момент, когда наш ученик в роли опричника Кирибеевича, обращаясь к сидящим в зале зрителям-учителям, произнес:

Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку…

…И в этот же момент отвесил глубокий поклон в сторону сидевшего неподалеку директора!

Такие минуты не забываются, ведь именно они откликаются эмоциональным единением всего коллектива – учеников, учителей, школьной администрации, запоминаются как моменты свободы и творчества.

И еще два важных момента. Во-первых, в постановке спектакля участвует весь педагогический коллектив, а это сплачивает, формирует другие, более совершенные человеческие отношения. Так, режиссером и исполнительницей главной роли в очередном школьном историческом спектакле была лично наш директор Ольга Евгеньевна Макарова. Дети были в восторге! И второй момент. Если в школе ставится спектакль, об этом знает весь микрорайон, к этому причастны уже не только ученики, но и родители. Память о таком спектакле сохраняется надолго, а это очень важно.

А теперь о нашей повседневной школьной жизни. Театрализация на уроке – очень эффективная педагогическая технология. Так случилось, что сейчас я преподаю историю в 5-6‑х классах. Школьная программа 5‑го класса по истории – благодатное, обширное поле для театрализации. Еще бы, ведь античный театр – одна из вершин мировой художественной культуры. Исторические миниатюры стали неотъемлемой частью наших уроков. На них оживают греческие и римские боги и герои, прорицатели и ораторы. Мы ставили «Парад богов» и «Подвиги Геракла», «Начало Троянской войны» и «Состязания философов»… Но самая любимая уже многими поколениями учащихся историческая постановка – «Суд Париса». Это стало школьной традицией: каждое поколение пятиклассников, воодушевленное рассказами старших, ждет, когда кто-то из них тоже сможет сыграть роль Зевса-громовержца или Елены Прекрасной. С каждым годом танец сиртаки танцуют все дружнее, яблоко раздора становится все больше и красивее, а костюмы героев – все современнее. Так, в этом году Зевс получил возможность очень правдоподобно «метать молнии» с использованием самых современных мультимедийных технологий!

И здесь встает еще один важный вопрос: какой сегодня должна быть роль семьи в школьной жизни? Еще раз хочется напомнить: в наше непростое время школа должна нести в семью позитив и стабильность. А еще сплачивать общими инициативами, открывать перспективы и давать веру в будущее, делать учебный класс местом, где прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в гармонии и мире.

Все мы, родители, – повзрослевшие дети. Это только кажется, что мы заняты, устали и нам ничего уже неинтересно. Но если учитель сможет сделать так, что совместное изготовление костюмов для Геры, Афродиты или Афины станет общим семейным делом, то дома воцарятся мир и истинно творческая обстановка. Родители будут ждать выступление своего ребенка, гордиться им, осознавать важность каждого его шага, то есть вместе со школой, рука об руку вести его в будущее, к его успеху, а значит, и к успеху всей семьи.

Именно из семей – крепких, дружных, позитивных, успешных – и состоит наша страна. Дать маленькому человеку почувствовать себя нужным, успешным, сильным, приобщить его к лучшим образцам мировой художественной культуры – благородная и очень важная сегодня задача. Чтобы решить ее, мы должны отбирать лучшие, беспроигрышные технологии, как современные, так и проверенные временем. И учебный театр среди них – самая действенная помощь на пути к олимпу!

Дмитрий ГОЛЕНИЩЕВ, учитель истории школы №2099

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте