search
main
0

Пусть журавлик наш летит высоко…

​Как вы думаете, почему именно сейчас так активно говорят об управляющих советах, ведь сама идея ненова и прописана в законе более десяти лет назад? Я думаю, что настал момент, когда мы как общество доросли до понимания необходимости сотрудничества в целях саморазвития и себя, и своего окружения. Человек силен до тех пор, пока отстаивает сильную идею. Такой сильной идеей все настойчивее выступает идея сотрудничества и взаимопонимания.

В далеком 2002 году я участвовала в конкурсе «Лидер в образовании» с проектом «Лидер XXI века». Из почти полутора сотен проектов, представленных на конкурс, все были посвящены профильному обучению, и только мой – построению целостной образовательной, воспитательной системы, основанной на сотрудничестве всех участников образовательного процесса и закладывающей основу жизненного успеха. Тогда, 10 лет назад, строгое жюри оценило саму идею как не совсем актуальную. Но, оставшись при своем мнении, коллектив школы продолжал работать, строя процесс обучения на основе воспитания, развития, мотивации, сплочения усилий детей и взрослых, школы и семьи.Сегодня не надо никому доказывать, что идея профильного и всякого другого образования буксует, если усилия учителей, учеников и семьи не объединены, если нет уровня доверия, если отношения в большом школьном коллективе строятся только на формальном юридическом поле. Думаю, что успех школы был заложен в первый же год работы, когда был создан совет школы – прообраз современного управляющего совета.Любой совет не просто орган общественного управления. При его создании закладывается нравственная концепция школьных взаимоотношений, что, собственно, и становится смыслом его деятельности. Я как директор считаю, что школа без общественного управления обречена. Много лет я не принимала и не принимаю и сейчас термина САМОуправление, считаю, что право на жизнь имеет только приставка СО. Можно много спорить, соглашаться и не соглашаться по поводу форм и методов, но сама идея общественного СОуправления сегодня как нельзя более актуальна.О каждой школе можно написать книгу и все равно не рассказать и половины. Поэтому я позволю себе дать несколько зарисовок, а как к ним относиться – дело каждого. Если стало интересно – двери школы открыты, если нет – у каждого свой путь.Измениться не может никто, но стать лучше может каждый. Стараться быть самим собой – единственное средство иметь успехМарт 1999 года. Весенний солнечный день. Я иду по весенней жиже строительной площадки к строящейся школе. Моей школе. В первый раз. Что чувствует человек, идущий на свидание с будущим? Этого не объяснить словами. Ты плывешь вне времени и пространства, заполняя собой всю Вселенную и чувствуя себя сжавшейся точкой, невесомой, полной предчувствия чего-то необычайного. Ты не слышишь грохота, не замечаешь грязи, не чувствуешь воды в сапогах, и внезапно открывшаяся школа – три недостроенных серых бетонных этажа – кажется тебе невестой. Это чувство необычайной чистоты и нежности по отношению к школе сохраняется и сейчас, 12 лет спустя. Все кажется, что на школьном дворе воздух особый, что сами стены источают тепло и заботу, и сама школа воспринимается как живое существо.Но школьное здание – это только первый шаг. Не буду лукавить – не было у меня бессонных ночей по поводу, какой быть школе. Одно очевидно: школа должна быть домом для детей. А отсюда понятно, и каких учителей принимать на работу, и как кабинеты распланировать, и как учебный процесс организовать. Ясно. В целом.Свою концептуальную позицию я изложила в августе на педсовете: создание единого позитивного школьного пространства как средства для развития личности. Причем личности детей и взрослых не разъединялись, но оценивались по единым нравственным законам. Казалось бы, все очень просто. Ну кто же не любит детей? Кто спорит, что людей надо уважать? Для кого может быть неприемлемой цель формирования лидера, то есть человека высоконравственного, способного ставить перед собой задачи и решать их практически? И разве неверно, что человек учится всю жизнь, а значит, школа должна давать навыки самообразования?Просто. Ясно. Очевидно. Но только теоретически. А когда школа заработала, вот тут-то я и поняла, зачем, собственно, и нужен школе директор. Не для порядка и режима, документации и ремонта – для этого есть заместители. Для веры. Для единства. Для того, чтобы идеалы, живущие в душе каждого, могли слиться в один, ставший общим. Для того, чтобы, делясь правами и ответственностью, делать людей единомышленниками и созидателями своей судьбы. Наверное, поэтому и родился совет школы уже в октябре первого года работы.Считаю, что сотрудничество, сознательная деятельность людей – самый эффективный путь. И хотя власть директора в школе велика, приказами высоких целей не добьешься. Не победить, а убедить – вот кредо современного директора.Мы учимся, увы, для школы, а не для жизниСтандарты второго поколения. И ругают их, и критикуют, и пытаются сделать вид, что ничего принципиально нового в них нет, и поклоняются им, и восторгаются. Нет только равнодушных. Мне кажется, что такая контрастная реакция происходит именно потому, что пришло в школу новое мышление, новые принципы работы затрагивают не только предметные стороны, но и личностные, нравственные. Приходится меняться. И тут люди четко делятся на две категории: на тех, кто сам ищет новое, и на тех, кому меняться ну очень не хочется.Среднему ребенку просто трудно усвоить все, что предлагает школа. Можно, конечно, уменьшить объем информации, но тогда представление молодого человека о мире будет ущербным, а может быть, и уродливым. Для того чтобы освоить весь объем знаний, необходимо перевести ребенка из пассивного состояния («сосуд, который надо наполнить») в активное, то есть сформировать высокую мотивацию, дать навыки самостоятельного труда, привить не только привычку, но любовь к труду.Задача не такая тривиальная, как кажется на первый взгляд. Даже у хорошо мотивированных педагогов и детей с трудом внедряется проектный метод работы, приходится восстанавливать у ребят навыки самостоятельной работы с книгой да и в компьютер лазить за серьезной информацией, а не за развлечениями. Трудно? Конечно. Куда как проще было бы спросить материал, поставить отметку и не мучиться. Формально все было бы хорошо: урок проведен, знания вроде получены и оценены, зарплата получена. Только дальше-то что? Каково будет нашим детям после школы? На что они будут способны? Какими будут людьми?При чем здесь управляющий совет? Не успеть все задачи решить на уроках, вот и думают взрослые и дети: кем быть, каким быть, как этого достичь, что для этого надо сделать. Я как директор давно не диктую правила жизни после уроков: и учебный план дополнительного образования, и циклограмма внеурочных мероприятий, и школьные СМИ, и многое другое – забота совета, практика социальной жизни.Школа вся от А до ЯВместе дружная семьяНаша школа расположена в Южном Бутове, в строящемся микрорайоне. Когда открывали, взяли всех, кто пришел. Оценки в дневниках принципиально не смотрели. Шли из окружающих школ («своих» домов тогда не было) ясно кто: кому в своей школе было плохо. А плохо бывает тогда, когда или нелады с учебой, или, наоборот, уровень знаний сильно превышает средний. И получилась школа контрастной. Было в школе два типа классов: общеобразовательный и гуманитарный (с углубленным изучением иностранного языка). Вроде мелкий вопрос: как назвать классы? Буквы А, Б, В… приелись, да и привыкли все, что А сильные, Б послабее, В… Словом, не хотелось. Не думая долго, назвали «О» – общеобразовательные и «Г» – гуманитарные. Думаю, ясно, как стали расшифровывать буквы дети к концу года? Учителя поняли, что нельзя шифровать классы по образовательному признаку. Тогда мы отказались от него совсем, заложили в название классов нравственно-психологическую основу. И появились в школе 1-й «К» («Колокольчики»), 2-й «У» («Улыбка»), 10-й «А» («Альтруисты»), 9-й «П» («Поколение XXI века»), 6-й «В» («Виктория»), 4-й «Я» («Дружная семья»). Дальше – больше. Сегодня на классных журналах наклеены эмблемы классов, у каждого класса своя форма для выступления на спортивных соревнованиях и поездок на пикник. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». И уже никого не удивляет, что буйный 3-й «О» («Орлята») превратился в достаточно спокойный и работоспособный 4-й «Ф» («Философы»), а дремотный 3-й «М» («Мышата») в адекватный и приветливый 4-й «С» («Светлячки»).Спросите наших детей, захотят ли они быть безликими А, Б, В, Г? Согласятся ли не устанавливать своих правил через совет школы и просто выполнять чьи-то распоряжения? Верю, что и во взрослой жизни не захотят они быть безликой толпой, а будут личностями, гражданами, задумывающимися о том, что их окружает.Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности гражданКаждый студент педагогического вуза знает, что ничему нельзя научить теоретически. Чтобы получить навык устойчивого поведения, необходима конкретная деятельность. Тогда очевидно, что, если мы хотим, чтобы наши выпускники обладали навыками гражданского поведения и сознания, школа должна стать моделью государства. Так родился совет школы. Мы отказались от совета старшеклассников, от идеи детской организации, от названия САМОуправление принципиально. Наш принцип – СОтрудничество. В жизни нет изолированных друг от друга взрослых и детей, управленцев и исполнителей. Так же и в школе. Не надо с детьми играть и выдумывать для них искусственный мир. Надо их уважать и жить вместе с ними. Сейчас, через 12 лет после создания, совет школы проводит праздники, сам следит за чистотой в школе, благоустраивает ее. Я, директор, не боюсь отдать часть своих прав людям, потому что верю, что употребят они их во благо. К тому же особо ценно для человека то, что он сотворил сам.Я хорошо помню, когда совет школы поверил в себя по-настоящему, когда пришло к нему пьянящее чувство УСПЕХА. Это было в апреле 2000 года. Заканчивался первый год школьной жизни. На улице – первое солнышко, на уроках – повторение пройденного – словом, обычный апрель с ежегодными поведенческими трудностями. И тут… На стене в закоулке на четвертом этаже нашей ухоженной школы появляется распространенное русское слово из трех букв. Боже мой, сколько возмущения, призывов найти и наказать! Я тогда на заседании совета школы очень спокойно предложила не тратить на это силы, а сделать что-нибудь очень достойное во имя школы, добра, памяти павших за Россию. Идея нашла отклик, и было решено построить во дворе школы… фонтан. Фонтан Славы, а рядом высадить Аллею памяти. Наивная, если бы я знала тогда, чего это будет стоить! И ведь отговаривали знающие мужчины!Ровно месяц – с 20 апреля по 18 мая – шла стройка. Рыли, таскали, укладывали кирпичи, разгружали машины с камнем и песком, сажали. Сейчас и не верится, а ведь работали четко по графику после уроков до 19.00. По два часа. Когда с папами, а когда сами. Как назло, весь месяц шел дождь со снегом. Но ведь сделали! И сколько приобрели друзей! А сколько побед над собой было за эти дни, сколько слез пролито на мозоли, но зато какой гордостью светятся глаза ребят и сейчас, когда взлетает ввысь вода в фонтане Славы. Сейчас без него уже и не мыслится: минута молчания 9 Мая – у фонтана, церемония запуска в небо шариков, несущих вверх наши мечты, – у фонтана, прощание со школой в ночь выпускного бала – у фонтана.Стройка прошла, а традиция осталась. С тех пор к дню рождения школы (22 октября) объявляет совет школы трудовую вахту: делать своими руками подарок школе на день рождения. За эти годы построили зимний сад, обустроили лавочки на этажах, переделали раздевалки, посадили фруктовый сад, разбили клумбы, а столовая теперь выглядит как хорошее кафе.Хотите верьте, хотите нет, но с того апреля пропали проблемы настенной живописи и разбитых выключателей, а приходящие к нам люди обязательно задают вопрос: «Это что, частная школа?» Не верят, что в обычной может быть так уютно. А главное – все сами.Главный фундамент нравственного есть добрая воляМожно ли человека заставить что-то сделать? Безусловно. Только рабский труд пока еще никому не приносил радости. Да и надсмотрщиков требуется немалое количество. Да и бунтуют рабы время от времени. Словом, дело хлопотное и ненадежное. Какое отношение эти рассуждения имеют к школе и управляющему совету? Самое прямое.Как сделать так, чтобы дети максимально приблизились к идеалу, вечной надеждой живущему в душе взрослого: и вели себя хорошо, и учились, и друзей выбирали достойных, и уважали старших, и… Есть только один путь – сделать так, чтобы люди этого захотели сами, сами приняли для себя нормы поведения и внутреннего кодекса. Чтобы дети поверили взрослым, что они тоже живут по тем же законам. Чтобы законы были одни для всех, а не для взрослых и детей, мужчин и женщин, учителей и дворников. В школе такой закон принят 22 октября 1999 года, с тех пор этот день мы отмечаем как день рождения школы. Не 1 сентября, когда открылась школа, а день, когда школьный коллектив заявил о себе весомо и зрело, создав нравственную основу своего развития. Декларация согласия – так мы назвали наш свод законов – провозглашает равные права всех участников образовательного процесса перед совестью, ставит выше всех ценностей доброе имя и честь школы, проводит в жизнь принцип толерантности, призывает к сотрудничеству и взаимному уважению.Декларация согласия висит в классных уголках, напечатана в фирменном школьном дневнике, поэтому всегда есть возможность обратиться к ней в спорных ситуациях. Это красивый документ, в нем описаны принципы жизни красивого человека. Нам каждому хочется стать таким. Двенадцать лет жизни школы убедительно показали: этот документ сильнее приказа, сильнее наказания, сильнее любой внешней воли. Потому что он принят добровольно, потому что каждому хочется быть хорошим, уважаемым, значимым. И вовсе не случайно символом школы стал журавлик – птица мечты и высокого полета, символ чистых помыслов и добра.Жизнь не те дни, что прошли, а те, что запомнилисьЧто помнит в своей жизни человек? То, что было ярко. Помнит чужую радость и беду, помнит яркие общественные события. Но ярче всего отражаются в нашей памяти минуты триумфа, радости, успеха, делая нас более великодушными, терпимыми, наполняя нас особым светом добра. Мне кажется, что человек успешный, радостный вокруг себя станет создавать пространство любви. Школа – важнейшая часть жизни ребенка. Она значима для него не меньше, чем семья. Как же создать в школе условия для успеха, а другими словами – для счастья? Ведь не всем же дано хорошо учиться. А с другой стороны, разве школа создана только для учебы? Или счастье положено испытать только великим физикам?Школьная циклограмма наш школьный календарь. И каждый знает, что в октябре будет день школы – праздник для управленцев. А в ноябре – Фестиваль школьного творчества. И все, кто умеет что-то творить руками, петь, танцевать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах, ждут его и готовятся. Декабрь – Новый год с обязательными самодеятельными юмористическими сценками. Вперед, юмористы и актеры! Февраль и март – олимпиада, звездный час интеллектуалов. Апрель и май – Вахта памяти: трудовая вахта плюс Игры доброй воли. Это час спортсменов. Совсем бесталанных не бывает, поэтому хотя бы раз в году испытывает ребенок пьянящее чувство успеха, заряжаясь добром и светом. Кто знает, может быть, именно эти высокие минуты поддержат его когда-то в жизни и помогут сохранить себя. И все это – забота совета.В рамках конкурса в 2002 году было предложено написать сочинение «Моя формула успеха», в котором пофантазировать и спрогнозировать развитие образования на ближайшие 10 лет. Сегодня, спустя ровно 10 лет, не верится, что самые смелые прогнозы практически сбылись. Убедитесь сами:…«Во что мы веруем, то не потеряно еще – Образование России.Трудно даже представить, каким оно будет. 10 лет назад школы робко приняли первые компьютеры, а сегодня учить без информационных технологий, да не залезая в Интернет, вроде и неприлично.Уверена, что уровень технического оснащения не стоит даже предугадывать: оно превзойдет наши самые смелые фантазии. Но уверена и в другом: суть школы не есть ее техническое оснащение, это лишь средство.Суть школы – в ее традициях, в той вере, которую она исповедует. Школа завтра – это школа СОтрудничества, СОучастия, СОстрадания, СОуправления, это школа высокой нравственности. А сегодня? Сегодня надо всячески поддерживать тех людей, которые несут в себе искру добра и света. Несут зачастую вопреки действительности, но с искренней верой в то, что идеалы человеческие нетленны, ценности непреходящи, а смутные времена все же проходят. Я уверена, что в самом ближайшем будущем появится российская воспитательная концепция и идеи нравственного, гражданского воспитания приобретут конкретные очертания. А если помечтать, то очень хочется, чтобы всякая школа выглядела приблизительно так.Дети с желанием бегут в школу, где приветливые учителя учат их учиться. У каждого ребенка – компьютер, доступ к библиотеке, индивидуальный план обучения. Учитель превращается в наставника и консультанта. Но уроки – это далеко не все. Каждый рисует, поет, танцует, играет на сцене. У детей активная жизненная позиция: они участвуют в соуправлении школой. Круг общения – весь мир: компьютерная сеть доступна каждому. Дети здоровы, так как каждый день имеют возможность заниматься физкультурой и спортом. Домашних заданий нет, есть возможность общаться с родителями. Глаза мамы улыбаются: в домашнем компьютере уже ждут добрые вести из школы.Думаете, только мечта? Как сказать… Все, о чем мы всерьез и всей школой мечтали, сбылось. Стоит только всерьез захотеть. И успеть: ведь жизнь так коротка!».Посмотрите, нам осталось совсем чуть-чуть! А там, за новым поворотом, новые дороги, которые нам суждено пройти ВМЕСТЕ.Вместе с единомышленниками, вместе с советом, вместе со всеми неравнодушными к судьбам школы людьми. Думаю, если директору есть что сказать людям, он не будет бояться делегировать свои права совету, пусть в школе бурлит жизнь!Вместо эпилогаШкола – это маленькая модель большого мира. В ней сосредоточены его противоречия, чаяния и надежды. Какой будет школа сегодня, таким станет мир завтра.В школе не учатся – в ней живут. Постигают добро и зло, плачут и смеются, учатся верить и надеяться. Узнают, чтобы задуматься. Строят свои храмы науки и надежды, каждый в соответствии со своим ростом и фантазией.В школе не работают – в ней или творят, или мучаются.Школа любит и принимает всех. Пусть сегодня станет она храмом любви, уважения и сотрудничества, чтобы наши внуки жили на мирной свободной планете.Анна ПОСТНИКОВА, директор школы №1354

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте