search
main
0

Пусть завидует Фарадей! Чистоту эксперимента Мальцев гарантирует

Звонок на урок. «Заходите, детки», – приглашает учитель. Конечно, рослые одиннадцатиклассники уже не детки, но они не обижаются на излюбленное обращение своего преподавателя, потому что звучит это мягко, добро и спокойно, потому что так можно сказать и собственному ребенку. А обаятельного и доброжелательного Александра Мальцева, учителя физики и информатики кротовской школы №47, ставшего в 2005 году учителем года Самарской области, здесь нравится слушать всем.

Средняя кротовская школа №47, как и многие сельские школы Самарской области, небогата и не может похвастать особенным оборудованием. Ремонта во многих кабинетах не делали уже много лет. Это в соседней школе №1, которая стала образовательным центром, недавно появились три полностью оборудованных кабинета физики, химии и биологии, рассказывает директор школы Михаил Викторович Барсуков. И один из четырех петербургских классов, гордость Отрадненского управления образования, оснащенный мультимедийным оборудованием, обучающим программным обеспечением и компьютерами с выходом в интернет, позволяющим обычным школьникам готовиться к поступлению в любой петербургский вуз, создан не в 47-й, а в соседней школе. Правда, в библиотеке есть компьютерная техника, работает компьютерный класс. Облагораживают школу все, кто в ней работает и учится: разведением цветов занимается кто-то из учителей, выпускники подарили новые красивые портьеры, а многие стены весьма профессионально расписаны новоиспеченными дизайнерами, защищавшими в разное время творческие проекты по технологии.

Сразу видно, что в кабинете физики хозяйничает мужчина: никакого признака комнатных растений и прочей красоты, не самые модные обои и занавески, зато впечатляет техническая «начинка»: два телевизора, кодоскоп, проектор. Таким оборудованием не сможет похвалиться даже городская средняя школа (если не брать элитные гимназии и лицеи).

– Честно говоря, кодоскопы и проекторы – это вчерашний день школьной техники, – считает Александр Николаевич. – А сегодняшний – вот он. И указывает на новенький ноутбук. Правда, он не школьный, а личная собственность учителя. («Разорился и купил летом, специально для Всероссийского «Учителя года», – добавляет Александр Николаевич, – а то как без него ехать и демонстрировать свои возможности учителю физики и информатики?»).

Без компьютера теперь обходится редкий урок физики в кротовской школе, потому что это одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний. Вот и сегодня на уроке, тема которого «Явление электромагнитной индукции», он используется на сто процентов.

– Интернет, сайт, сервер, образовательный портал, телекоммуникации – все это вошло в жизнь учителя, и без этого он уже не может обойтись, – считает Александр Николаевич. – А так как ХХI век называют веком информационной цивилизации, то любой учитель, в том числе и учитель физики, должен формировать информационно-коммуникативную компетенцию, а значит, надо учить ребят умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже. А к услугам современного учителя множество информационных порталов, образовательных сайтов и мультимедийных курсов. В нашей школьной и сельской библиотеках практически нет современной научно-популярной литературы, поэтому интернет можно активно использовать для подготовки сообщений, докладов, рефератов.

На уроках Александра Николаевича его ученики с помощью интернета легко находят любую информацию, отыскивают нужную страничку в необходимом виртуальном справочнике, с помощью компьютера самостоятельно изучают новый материал и отвечают на контрольные вопросы. А сегодня на уроке с помощью компьютерной презентации 11-й класс постарается вслед за датчанином Гансом Христианом Эрстедом и англичанином Майклом Фарадеем совершить открытие и «превратить магнетизм в электричество».

Видно, что между классом и учителем – полное взаимопонимание. Все улыбаются друг другу. Такой тон задает Александр Николаевич. Общаясь с подростками как с близкими друзьями, без грамма назидательности, в ответ он получает их радушное и дружелюбное отношение. Рассказывает Александр Мальцев живо и интересно, урок проходит динамично и увлекательно. На уроке все внимательны, отвлекающихся здесь нет. Да и класс маленький – всего десять человек, и выпасть из поля зрения учителя невозможно. Перед каждым учеником на парте – опорные конспекты, где в сжатом виде представлен большой законченный блок учебной информации. Опорно-логические конспекты – одна из особенностей авторской дидактической системы.

– Идея использования конспектов, описанная в работах В.Ф.Шаталова, П.М.Эрдниева, В.В.Гузеева, А.Е.Марона, конечно, не нова. Возможно, кто-то скажет, что сейчас она устарела, – рассказывает Александр Николаевич. – Но я убедился, что обучение с помощью конспектов дает результат. Учителю они позволяют многократно возвращаться к нужной информации, быстро и эффективно проверять знания и привлекать родителей к контролю. Да и ученики могут с помощью конспекта выделять главное в материале учебника, привести в систему полученные знания и точно, грамотно изложить информацию при устном ответе. Конспект экономит время и ученика, и учителя.

Сначала идея использования опорных конспектов была принята учениками без особого восторга, ведь почти каждый урок начинался с небольшой самостоятельной работы. А это требовало систематической подготовки. Но результатом этой работы стали глубокие и прочные знания. Даже поступив в институт, ученики Александра Мальцева используют школьные конспекты. А их преподаватели сомневаются, что сельская школа может давать такие знания.

Вот и на сегодняшнем уроке ученики, не тратя времени на записи, внимательно следят по конспектам за рассказом учителя. А Александр Николаевич запускает презентацию, которая поможет объяснить появление электрического тока.

– Презентационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, – сообщает Александр Николаевич. – Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения – 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Благодаря использованию презентационных технологий на уроке можно показать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов или явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь. Презентация дает возможность вывода на экран уникальных материалов: рукописей, картин, материалов первоисточников, подлинников документов. Возможности учителя становятся поистине безграничными!

– Как можно преподавать физику в школе, не используя средств наглядности, зрелищности, – рассуждает Александр Николаевич. – А тем, кто помладше, зрелищных материалов нужно как можно больше. На пальцах восьмиклассникам явление конвекции теперь объяснять не надо, поскольку существует компьютерная модель. А изучение темы «Архимедова сила» начинается с фрагмента фильма «Титаник». Как такая махина могла удержаться на поверхности воды? Презентация нам покажет и сам «Титаник» (а это всегда интересно) и объяснит действие архимедовой силы. И, конечно, на уроке физики не обойтись без эксперимента. Физика – наука экспериментальная. Много времени на уроке должны занимать демонстрационный и лабораторный эксперименты. Ведь демонстрация опытов является сильным раздражителем, привлекающим внимание и новизной, и эффектностью.

Почти на каждом уроке ученики Александра Николаевича что-то собирают, наблюдают, измеряют и высчитывают – словом, проводят исследования и опыты. Почти любая тема – повод для эксперимента. Интересно ведь самим совершить открытие, не важно, что у него уже есть свой автор. Так рождается интерес к предмету, к окружающему миру, желание проникнуть в его загадки, считает Александр Мальцев. А его задача как педагога в том, чтобы не погасить в учениках огонечек интереса, развить в них способность мыслить, обобщать, анализировать, сформировать цельное представление об окружающем мире.

– Я не могу похвастать очень одаренными учениками. Но когда видишь рост ребенка, когда узнаешь, что многие выпускники до сих пор помнят уроки и любят физику, то понимаешь: это и есть, наверное, самая главная педагогическая победа, – говорит Александр Николаевич. Он немного скромничает, потому что некоторые его ученики тоже стали преподавателями физики. А во время последней аттестации школы 100% учащихся 11-х классов успешно справились с проверочной работой по физике. Это при том, что физика – один из самых трудных предметов в школе. Ежегодно ученики Александра Николаевича выбирают и успешно сдают ЕГЭ по физике. 2000 год в школе был урожайным на таланты: из 21 выпускника двенадцать были медалистами, из них восемь получили золотую медаль! Думается, что без вклада Александра Мальцева здесь не обошлось.

– У нас очень сильный учительский коллектив, – рассказывает Сапогова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, кстати, бывшая ученица Мальцева. – И школа наша особенная. Здесь особый дух, традиции. А главная наша традиция – традиция побеждать. Наши дети – звезды. Мы без призов ниоткуда не возвращаемся.

Кротовская школа (впервые в Самарской области!) дала двух учителей – победителей областного конкурса «Учитель года». До Александра Николаевича учителем года Самарской области-2001 стала Брыкина Наталья Алексеевна, которая на всероссийском конкурсе «Учитель года» вошла в пятерку финалистов.

– Так что я – не исключение, а скорее всего правило, – подытоживает Александр Николаевич Мальцев. – Наша школа – кузница кадров для округа. Коллектив очень сильный. Наши преподаватели легко становятся директорами или уходят на повышение в управление образования.

А мне Александр Николаевич так и не рассказал, что его несколько раз приглашали в директора самых авторитетных учебных заведений округа. Но поведал, что пару лет назад ушел из завучей, хотя состоял на этой должности больше пятнадцати лет.

– Не хочу погрязнуть в бумагах, – откровенничает Александр Николаевич. – Мне нравится учить детей, нравится общаться с ними. Ведь дети – чистые существа, и на душе становится теплее, когда видишь их. В школе есть много светлых моментов.

Это, видимо, и удерживает в школе Александра Мальцева, так как работа учителя не дает достаточных средств для жизни. Жена у Александра Николаевича – тоже учитель физики в его же школе, у них двое взрослых детей.

– Александр Николаевич – настоящий патриот нашей школы, – считает Ирина Павловна Иванова, учитель русского языка и литературы. – Он учитель с большой буквы и почти идеальный человек. Справедливый. Спокойный. Обаятельный. Мне кажется, что он знает все. К нему все идут за помощью. Такой попадается один на миллион. И достался он нам. Каковы его минусы и недостатки? Безотказный, а мы этим пользуемся.

…Закончился урок в 11-м «А» классе. Все успели понять, что такое явление электромагнитной индукции, собрать цепь и получить электрический ток. Успели побеседовать о том, какие величайшие открытия сделаны человечеством за последнее время и каков облик современного ученого. После звонка кто-то выражает желание остаться еще на один урок физики. Наверное, это высшая похвала мастерству учителя. Это значит, что его педагогический эксперимент удался.

Самарская область

Не только на уроках, но и на индивидуальных занятиях Александр Николаевич помогает ученикам постигать физику

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте