Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы: – В национальной образовательной инициативе, выдвинутой Президентом России Д.А.Медведевым 4 февраля 2010 года, говорится: «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». Что же удалось сделать московскому образованию за прошедший год с небольшим? Мне кажется, что многое. И сделано это прежде всего в начальной школе.
Вопросы, связанные с реализацией инициативы президента, мы неоднократно выносили на обсуждение на заседаниях Комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике. Мы заслушивали позицию Департамента образования, его организаций, рассматривали вопросы ресурсного обеспечения, обращали внимание исполнительной власти на необходимость своевременного реагирования на вызовы времени. Министерство образования и науки Российской Федерации дало региональным системам образования стандарт начальной школы. В этом стандарте в соответствии с федеральным законом определены требования к результатам обучения в начальной школе, основной образовательной программе и условиям ее реализации. Правительство Москвы сделало начальную школу одним из своих основных приоритетов, и это относится не только к введению новых экономических механизмов, направленному на повышение качества работы школ. Были разработаны методические рекомендации по учебному планированию и организации образовательного процесса, начато масштабное повышение квалификации педагогов 180 пилотных школ, а сами эти школы уже с сентября 2010 года начали работать по новому стандарту, а в феврале 2011 года получили необходимое для этого оснащение. Что мы считаем ключевым элементом реализации национальной образовательной инициативы в московской начальной школе? Знакомство с тем, что происходит в школах пилотного проекта, ясно показывает замечательную черту идущего в начальной школе процесса: интерес всех участников! Детям в этой начальной школе интересно учиться, а учителям – учить. И ученые-психологи и – еще лучше – учителя-практики, знают, что мотивация играет абсолютно решающую роль в скорости обучения и качестве усвоения знаний, в снижении утомления детей. Конечно, один из источников этого интереса – новые технологии, которыми насыщена жизнь начальной школы в пилотном проекте. Однако во все последние годы такого интереса информационные технологии в школе не вызывали – у большинства детей компьютеры есть дома, да еще и покруче. Дело в том, что с помощью технологий удается достигать новых образовательных целей: формировать и поддерживать интерес к окружающему миру, общению, познанию. Получается, что компьютеры и прочие технические устройства становятся эффективными и прозрачными, не отделяют ребенка от мира и других людей, а, наоборот, помогают развивать и усиливать его связи с окружающими. Причем речь идет не только о сегодняшнем дне. Очень важно, что воспитывается и интерес к истории – семьи, города, народа. Однако образовательная среда начальной школы – это не только информационные технологии. Многие помнят, как при посещении московской школы №1060 Председатель Правительства России Владимир Путин заинтересовался традиционными музыкальными инструментами и ремеслами – обработкой дерева, гончарным делом. Есть в новой начальной школе и место для станков. Старшее поколение помнит эти станки промасленными ископаемыми (от довоенных до трофейных), сегодня абсолютное их большинство покинуло школы – им на смену пришли легкие и красивые. В начальную школу в этом году поступили конструкторы, из которых можно собрать настоящие, хорошо обрабатывающие дерево, безопасные мобильные станки. Хотя получение готового знания из учебника и от учителя уже престало быть доминирующим компонентом образования, но, конечно, учебники и учебные пособия важны. Наряду с учебниками федеральных систем в московских школах используются и разработанные в Москве учебные пособия. Их особенность в том, что они, пожалуй, в большей степени, чем федеральные, ориентированы на деятельность и наглядность. Поэтому, занимаясь литературным чтением, ученики сами делают иллюстрации и мультфильмы по книжкам, занимаясь математикой – считают горох и управляют роботом. Все это оснащение начальной школы, обеспеченное энергичными мерами Правительства Москвы, было бы бесполезным (как бывает не так уж редко), если бы учителя, которым надо с ним работать, не были специально подготовлены и, не менее важно, заряжены оптимизмом и энтузиазмом. Здесь сработал Департамент образования, его система повышения квалификации и методической поддержки. В национальной образовательной инициативе мы читаем: «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности». Все наши первоклассники 1 сентября 2011 года получат электронные дневники, а первоклассники пилотных школ их уже получили. Через дневник родитель получает доступ в информационную образовательную среду – обязательный элемент новой школы (тоже стандарт), может посмотреть работы своего ребенка, отзывы на них учителей, фрагменты уроков, может не только оставлять свою подпись, но и дать оценку образовательному процессу. Я с интересом с такими оценками ознакомился. Некоторые из них представлены и на страницах этого номера «УГ-Москва». Я могу сказать, что нам удалось создать в начальной школе атмосферу, которая нужна сегодня во всем городе, – атмосферу понимания и сотрудничества, доверия к власти. Задача же школы, и мы уверены, что она с ней справится, – это воспитание граждан, которым интересно будет жить и работать в нашем городе, делать его лучше.
Комментарии