Воспитание личности ребенка во многом определяет то, как он будет воспринимать окружающий мир, став взрослым человеком, насколько успешно сможет в нем адаптироваться и быть полезным обществу. Всем известно, что в процессе воспитания должны участвовать семья и школа. Но как добиться между ними полного взаимопонимания? С этой целью в школе №1435 разработан проект «Общественно-педагогическая акция «Неделя семьи» как основа модели преемственности воспитательных отношений в школе и семье», который был представлен на Ярмарке педагогических идей на Северо-Западе в марте 2011 года и награжден дипломом III степени в номинации «Инновации в организации воспитательного процесса».
В чем актуальность этого проекта? Анализ педагогической ситуации выявил имеющиеся педагогические трудности, связанные с взаимоотношениями школы и семьи. Наиболее существенные из них: недостаточно эффективное взаимодействие семьи и школы; отсутствие полноты представления о функциях и содержании деятельности друг друга; механический перенос родителями своего личного (вчерашнего!) опыта на своих детей, живущих в сегодняшнем мире (существенно отличающемся от прошлого!); разные стили отношений с детьми у педагогов и родителей; те линии развития ребенка, которые закладываются в школе, по тем или иным причинам могут не поддерживаться дома; пассивность родителей, связанная с их занятостью, низкой заинтересованностью в успешности ребенка, неумением разобраться в своих пожеланиях и запросах; традиционное представление о школе как о главном рычаге воспитания, недопонимание со стороны родителей роли семьи в воспитании ребенка.Анализ всех этих трудностей позволил нам сформулировать проблему – отсутствие целостности воспитательных отношений в семье и школе связано с отсутствием единства требований: они могут быть разрозненными, противоречивыми, порой взаимоисключающими, а поэтому снижающими общую результативность всей воспитательной работы – и в семье, и в школе.Новизна нашего проекта заключается прежде всего в том, что ежегодно проводимая Неделя семьи становится кульминацией общественно-педагогической акции как основы модели обеспечения преемственности воспитательных отношений в школе и семье, которая нам кажется сейчас злободневной. К новизне относится и то, что если в современном обществе семья выступает как основной заказчик в образовании, то очень важно воспитать грамотного заказчика, «клиента» – такую возможность и дает нам Неделя семьи, которая помогает родителям разобраться в своих пожеланиях и потребностях. В единую творческую группу входят педагоги, школьники и их родители. Неделя семьи включает разнообразные формы работы, которые помогают создать непринужденную обстановку общения всех участников образовательного процесса, способствуют взаимопониманию родителей и педагогов, формированию полноты их представления о воспитательных возможностях и содержании деятельности друг друга.Трехлетний опыт проведения в школе Недели семьи выявил наиболее интересные и эффективные формы ее организации. Среди них: Большой совет для педагогов, родителей и учеников. Концерт семейных коллективов «Связь поколений». КВН «Один за всех и все за одного» (с участием педагогов, родителей и учеников). Конкурс фильмов, видеоклипов, презентаций «Я и вся моя семья». Конкурс-презентация «Кулинарные традиции моей семьи». Выставка-конкурс «Мы одна семья» (семейные газеты, фотоработы). Открытые уроки для родителей «Каждый ребенок талантлив!». Деловая игра для родителей «Какой вы видите школу?». Презентация лучших научно-исследовательских работ учащихся. Лекторий для родителей по актуальным проблемам воспитания с приглашением специалистов. Выставка-конкурс творческих семейных работ «Моя семья от А до Я»: генеалогическое древо семьи; герб семьи (к каждой работе – комментарий-описание). Выставка-конкурс творческих семейных работ (декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, народные промыслы). Открытые классные часы для родителей. Фестиваль искусств (концерт музыкальных и хореографических коллективов школы). Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». «Круглый стол» «Итоги проведения Недели семьи». Награждение.Практическая значимость проекта заключается в разработке многочисленных сценариев к Неделе семьи, создании видеофильма, который может быть интересен и родителям, чьи дети учатся или планируют учиться в нашем Центре образования, и педагогической общественности, занимающейся проблемами связи школы и семьи.Мнение по поводуАнастасия Изотова, ученица 8-го «А» класса Центра образования №1435:- Как и у всех школ, у нашего Центра образования есть свои традиции. Одна из них – привлекать родителей в школьную жизнь. Вот уже три года в школе проводится Неделя семьи. За эти 7 дней родители успевают и на детей посмотреть, и себя показать, и много интересного узнать. Для этого проводятся разные и интересные мероприятия: конкурсы, презентации, концерты, кулинарные поединки, лектории для родителей. Традиционно открывает Неделю семьи большой совет с участием педагогов, учащихся и их родителей, где решаются самые важные вопросы жизни нашей школы.Стал традиционным и концерт семейных коллективов. Традиция берет свое начало с 2009 года и с каждым годом приобретает все большую популярность у родителей. В самом первом концерте, в 2009 году, принимали участие 9 семей, а уже в этом году число участников увеличилось вдвое. Яркие номера, улыбающаяся публика, интересные призы, громкие аплодисменты – вот что мне запомнилось больше всего. Самые различные жанры были представлены на концерте: это и песни, и импровизации, и танцы, и театральные сценки. Праздник открыл педагогический коллектив, исполнивший песню о школе. Как красиво и дружно пели наши учителя! Слушая песню, все понимали, что наши учителя очень любят школу, в которой работают много лет. Эта песня так понравилась зрителям, что многие подпевали и громко аплодировали во время выступления.Какое же мероприятие обходится без гостей? В этом году почетным гостем в школе был ансамбль ветеранов района Митино «Молодость души». Уже не раз он радовал зрителей своими песнями, вызывая всеобщее восхищение и заряжая своей энергией.На концерте все выступающие были на высоте! И каждый номер был хорош по-своему. Наши родители очень старались, ведь выйти на сцену и выступать на публике всегда очень сложно. Больше всего мне запомнился цыганский танец, который исполнили не только родители и дети, но и учителя. Яркие костюмы, головокружительные движения, артистичность… Их выступление было очень эффектным и ярким!Постоянным участником концерта является глава большого дружного семейства Хорошиловых. Ему даже микрофон не нужен был: все зрители и так могли отчетливо слышать проникновенные слова песни о любви. Мало кто знает, но у Эдуарда Хорошилова есть своя вокальная инструментальная группа под названием «Ботаника»!Под шквал аплодисментов выступал ученик 7-го класса Алексей Фильченков со своими младшими братьями и родителями. Члены этой семьи в полном составе уже много лет занимаются спортивными танцами и являются любимцами всех зрителей наших традиционных концертов.Разные эмоции рождались во мне во время просмотра всех выступлений: это и чувство гордости, и радости, и… восхищения, ведь не каждый может выйти на сцену, не имея профессиональной подготовки! Для этого нужны и уверенность в себе, и храбрость, и воля к победе, и высокое чувство ответственности…Завершало концерт торжественное награждение. Никто из выступавших семей не остался без приза. Здесь не было победивших и проигравших – все были достойны уважения и зрительских аплодисментов.Я горжусь тем, что учусь в школе, в которой так много талантливых и творческий детей, их родителей и учителей!Юлия ОВЧИННИКОВА, заместитель директора Центра образования №1435 по воспитательной работе
Комментарии