Сергей КУЗИН, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Несомненно, объявление 2010 года Годом учителя показатель уважительного отношения государства и общества к педагогам. Уверен, что программа проведения Года учителя в Москве станет одной из самых значительных и наполненных среди аналогичных программ российских регионов.
Наш профсоюз принимал посильное участие в формировании этого документа, многие наши предложения нашли в нем свое место, и мы соисполнители значительного количества пунктов программы. Профсоюз не без основания считает программу проведения Года учителя в Москве также и своим документом, с полной ответственностью будет работать над ее выполнением.
Однако профсоюз не был бы профсоюзом, если бы не воспользовался возможностью для изложения своих аргументов в пользу усиления социальной защищенности работников образования Москвы. Мы считаем, что Год учителя – прекрасный повод, для того чтобы с удвоенной энергией решать застарелые и возникающие вновь проблемы в системе образования.
К настоящему моменту в Москве стараниями столичного правительства, Департамента образования сложилась вполне конкурентоспособная заработная плата педагогических работников. Именно это привело в последние годы не только к фактической ликвидации их дефицита, но и к созданию реальной заинтересованности работника в получении и сохранении места школьного учителя, что в свою очередь позволило с полным основанием предъявлять высокие требования к качеству работы. Однако, не к ночи будь помянут, кризис, в который ввергли всех нас «великие» забугорные да и наши экономисты-финансисты, может существенно и негативно повлиять на это главное завоевание последних лет. С нашей точки зрения, этого ни в коем случае нельзя допустить, особенно в Год учителя. Поэтому мы и обращались в Правительство Москвы, в Московскую городскую Думу с предложением рассмотреть в ходе второго чтения проекта бюджета возможность внесения поправки, предусматривающей увеличение фонда оплаты труда работников образования в 2010 году как минимум не ниже фактического уровня инфляции. Мы получили не порадовавший нас ответ о планируемом фиксированном увеличении фонда оплаты труда в 2010 году в 1,1 раза, что будет явно ниже этого показателя. Значит, реальное материальное благосостояние учителя в Год учителя фактически будет понижено. Профсоюз еще раз обращается к Правительству Москвы и лично к мэру с просьбой приложить все силы, чтобы этого не произошло.
Понятно, что в период кризиса нет достаточных ресурсов для существенного материального стимулирования дополнительной работы педагогов. В этой связи нам не очень понятны предлагаемые в программе меры по наращиванию интенсивности работы учителя, реализации им разнообразных дополнительных программ, участию в научно-практических и иных конференциях, усилению методической, организаторской и другой сопутствующей работы, что непременно приведет к увеличению разного рода отчетности и бумаготворчества. То есть нагрузка на учителя возрастет, а зарплата, увы, нет. С нашей точки зрения, было бы более логично не нагружать дополнительно учителя в Год учителя, а, наоборот, попытаться разгрузить его, освободить от несвойственных ему функций, в первую очередь бумажных. Но самое главное – предложить учителю дополнительные возможности не только для повышения его профессиональной квалификации, но и для отдыха, повышения общей культуры, улучшения здоровья. В этой связи профсоюз предлагает (и не только в рамках Года учителя) принять локальные, конкретные программы «Культура учителя», «Здоровье учителя», «Отдых учителя». Ведь не такая уж неразрешимая задача, например, предоставить педагогам в Год учителя право бесплатного посещения московских музеев.
Все эти программы уже сегодня в той или иной степени реализует наш профсоюз. Мы уверены, что не только повышение зарплаты влияет на улучшение социального самочувствия работников образования. Огромное положительное воздействие на него оказывает общее повышение качества жизни, способность работника получить за свои деньги дополнительные доступные ему услуги. Сегодня для абсолютного большинства педагогов это невозможно без софинансирования таких услуг на паритетных началах самим работником, работодателем и профсоюзом.
Мы надеемся, что профсоюзные социальные программы помогут пережить нашим коллегам этот тяжелый период и будут действовать дальше. По нашим прогнозам, в этом году сумма кредитов, выдаваемых нашим Кредитным союзом учителей, вырастет до 20 млн рублей. По программе «Отдых учителя» количество реализованных нами профсоюзных путевок на оздоровление и отдых превысило даже лучшие советские соцстраховские показатели. По программе «Здоровье учителя» мы предоставляем работникам образования возможность приобрести полноценный полис дополнительного медицинского страхования по цене, вдвое ниже рыночной. По программе «Молодой учитель» мы пытаемся создать что-то вроде инкубатора для выращивания активных, целеустремленных, всесторонне образованных молодых педагогов. Финансирование этой программы в 2009 году полностью легло на профсоюз. Мы готовы рассмотреть возможность создания программы по дополнительному пенсионному обеспечению, что будет способствовать столь необходимой ротации педагогических кадров. Но создание новых и расширение существующих программ по дополнительной социальной поддержке учителей становится невозможным без участия в них третьей стороны – работодателя. Мы обращаемся к Правительству Москвы с просьбой внимательно рассмотреть такую возможность.
Похоже, что в этом году, к нашему большому сожалению, одной из самых актуальных будет проблема создания и внедрения так называемой новой системы оплаты труда, которую предполагается ввести с января 2011 года. Очевидно, что от всех потребуется много усилий по разработке самого главного – объективной, понятной каждому учителю и доступной для контроля базы критериев немеханической оценки качества труда учителя, которой, по мнению профсоюза, просто не существует. В любом случае нам всем будет необходимо стремиться к тому, чтобы не допустить снижения существующего уровня оплаты труда педагогов и других работников учреждений образования, не допустить роста социальной напряженности в связи с возможным сокращением штатов и увеличением учебной нагрузки. Профсоюз обращается с предложением перенести введение новой системы как минимум на сентябрь 2011 года. Тогда, по крайней мере, снивелируется проблема с тарификацией. Как показывает практика введения новых систем оплаты труда в российских регионах, ни в одном из них это мероприятие не проходило без серьезных социальных потрясений, а главное – не привело к существенному увеличению зарплаты или улучшению качества жизни учителя. И не могло привести, поскольку теперь уже не только профсоюз, но и все неангажированные экономисты утверждают, что без существенного увеличения фонда оплаты труда никакие кардинальные улучшения хорошо зарекомендовавшей себя существующей системы невозможны.
Пусть будут у нас силы и здоровье преодолеть трудности наступившего года!
Комментарии