search
main
0

“Пусть будет дверь открыта…”,

ибо, закрывшись от мира, вы не сумеете оценить себя и других

Трудно не согласиться с Булатом Окуджавой, считавшим, что “дверям закрытым – грош цена, замку цена – копейка!”. Действительно, кто оценит ваш вкус и ваше гостеприимство, если вы будете держать свою дверь под замком? Кто сумеет оценить вас самих, если вы, замкнувшись в себе, оградитесь от остальных. Вот уж воистину: пусть будет распахнута душа, пусть не запирается дверь, путь будет открытым урок.

Открытый урок – это особая атмосфера, создаваемая учителем, учениками и коллегами, присутствующими в классе. Задача преподавателя заключается в том, чтобы все пришедшие на урок дышали, как сказал бы М.Шолохов, “одним дыхом”. Для этого хороши все средства, кроме, пожалуй, одного: заранее отрепетированного или дублированного урока. Вспоминаю, как ради эффектного финала на открытых уроках, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, учитель из урока в урок просил учеников, потерявших на войне своих близких, поднять руки. “Вот ваш голос против новой войны!” – истово восклицал учитель к восторгу присутствующих гостей и дисциплинированному скепсису учеников, уже не в первый раз поднимавших свои руки. Разумеется, открытый урок не исключает вопросы, заранее предложенные классу; нет ничего предосудительного и в задействовании учеников, ассистирующих учителю чтением наизусть или участием в инсценировании. Здесь необходимо чувство меры, чтобы урок не превратился в спектакль или концерт. Открытый урок по комедии Грибоедова “Горе от ума” начинался у меня с диалога Чацкого и Молчалина, разыгранного ребятами, что помогло, эмоционально настроив аудиторию, включить ее в дискуссию по поводу различных взглядов на жизнь двух молодых людей. Это был проблемный урок из серии уроков, посвященных изучению грибоедовской комедии.

Но чаще всего, настраиваясь на открытый урок, учитель отдает предпочтение уроку-лекции, лежащему в основе изучения творчества того или иного писателя, или зачетному уроку, подводящему итог изученному материалу. В первом случае преподаватель получает возможность блеснуть и собственной эрудицией, и выразительным чтением учеников, и использованием ТСО, обезопасив себя от каких-либо неожиданностей, возможных на уроке-зачете, предполагающем большую импровизацию и потому непредсказуемом. На одном из таких зачетных уроков мы “расселяли” в пустынном блоковском квартале поэтов серебряного века. Школьники должны были аргументировать право на проживание полюбившегося им автора чтением и комментированием его стихов, а учителю оставалось наслаждаться услышанным да корректировать происходящее. В ходе урока к действию подключились и гости. Считаю, что на открытом уроке приемлем и такой ход, когда учитель, добившись заинтересованности присутствующих, тактично предоставляет им слово. Понятно, что если на уроках-лекциях преподаватель заявляет о себе непосредственной демонстрацией своих качеств, то на уроках-зачетах он делает это опосредованно через своих учеников.

Нередко после лекционных уроков можно услышать недовольство коллег отсутствием работы учеников, а после уроков-зачетов раздаются критические реплики о слишком незначительной роли преподавателя на уроке. И тогда, стремясь угодить и тем, и другим, учитель останавливает свой выбор на обычном рядовом уроке, окрестив его открытым. Полагаю, что это абсолютно неверно. Ни в выборе темы, ни в постановке проблемы открытый урок не может быть обычным. На то он и открытый урок, чтобы стать открытием и откровением и для учителя, и для его учеников, и для присутствующих гостей. Ведь гости на то и гости, чтобы их попотчевать необычным угощением, ибо обычное они могут приготовить и сами. Представьте, что вы, приглашенные на празднество, видите на столе картофель с селедкой. Я ничего не имею против этого яства, но согласитесь, что на праздничном столе хотелось бы видеть что-нибудь более изысканное.

Готовясь к открытому уроку, учитель должен рассчитывать на доброжелательность, взаимопонимание и заинтересованность коллег в объективной оценке своего труда. А поскольку трудно объективно оценить учителя по одному уроку, считаю более приемлемой серию открытых уроков, посвященных выбранной учителем теме. Например, изучая творчество Блока, учитель от урока-лекции через уроки-исследования вместе с ребятами и коллегами приходит к завершающему уроку-зачету. Именно таким образом я стараюсь проводить открытые уроки и в своей брянской гимназии # 1, и в других учебных заведениях города, области, а также в Гомеле, Санкт-Петербурге, Москве…

Открытые уроки в других школах – это особая тема. Здесь задача усложняется вдвое. Если в своем классе учитель и ученики, представляя единое целое, стремятся сделать своими единомышленниками присутствующих, то в чужом классе лишенный поддержки своих ребят учитель в одиночку должен завоевать умы и души и учеников, и своих коллег. Вспоминаю, как один из финалистов конкурса “Учитель года-94” рассказывал мне о трех самых памятных потрясениях в его жизни. Первым потрясением был второй (именно второй, осознанный) прыжок с парашютом, вторым – победа над бежавшим из заключения преступником. Но это не шло ни в какое сравнение с тем, что довелось испытать нашему учителю во время конкурсного урока. Но учитель не только ни о чем не жалеет, а, напротив, считает жизненным подарком свой открытый урок на конкурсе, надеясь, что и ребята не забыли их сорокаминутное общение.

Думаю, что не забыли. Ибо разве можно забыть учителя, при первом появлении которого вы, скептически улыбнувшись, снисходительно затихли и выжидающе напряглись, а потом вдруг почувствовали себя вовлеченным в незабываемое действо сотворенного им урока, который не завершился с прозвеневшим, может быть, впервые не долгожданным звонком… Кстати, вот что думают по этому поводу сами ученики, точнее, ученица одиннадцатого класса брянской гимназии # 1 Настя Парамонова: “Множество чужих глаз смотрит на тебя с любопытством, и лишь глаза учителя умоляют: “Ответь, ведь ты же знаешь…” И, собрав всю волю в кулак, пытаясь показать, что совсем не волнуешься, ты отвечаешь на вопрос. Наверное, подобные чувства испытывал каждый школьник на первом открытом уроке. И лишь спустя годы я перестала бояться присутствия новых лиц на уроке. Естественность в общении учителя с учениками, импровизация при отличном знании материала – вот козыри блестящего как открытого, так и обычного урока. Присутствие посторонних людей должно способствовать самоутверждению учителя, признанию его мастерства среди коллег. Задача учителя заключается не только в том, чтобы ученик усвоил материал, а еще и в том, чтобы на открытом уроке он преодолел в себе страх говорить при незнакомых людях, учился бы искусству общения. Если учитель справится со своей задачей, к нему непременно потянутся ученики, с благодарностью вспоминающие уроки, открытые для всех”.

Что можно к этому добавить? Разве только то, что у творчески работающих учителей всегда творчески работающие дети, а люди творческие, как известно, нуждаются в аудитории. Поэтому открытые уроки жизненно необходимы нашей школе, если мы хотим, чтобы она выпускала не бездеятельных созерцателей, а людей, способных, как сказал поэт, “творить, выдумывать, пробовать”.

Олег ПАРАМОНОВ,

заслуженный учитель РФ,

стаж работы 26 лет

Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте