Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Пупсик – Барби – монстр-хай. Игрушка эволюционирует. В какую сторону?

Учительская газета, №16 от 21 апреля 2015. Читать номер
Автор:

Сегодня в «Детском мире» или интернет-магазинах предлагается такое разнообразие, изобилие игр и игрушек, что и в самом деле может закружиться голова и можно уйти ни с чем, потому что трудно на чем-то остановиться. Как ориентироваться в этом океане, как понять, что твоему ребенку подойдет, понравится, а что не нужно или даже может навредить? Об это наша беседа с ученым, доктором психологических наук, профессором, специалистом в области детской психологии, научным руководителем Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета Еленой СМИРНОВОЙ.

– Елена Олеговна, скажите, пожалуйста, на что следует обратить внимание, покупая игрушки для своих детей?- Прежде всего игрушка должна соответствовать их возрасту. У каждого возраста свои особенности и свои задачи развития – это нельзя не учитывать. Дошкольникам они нужны для игры, для них это важнейшая творческая деятельность. Она требует фантазии, определенных усилий и способствует общему развитию ребенка. Дети создают собственные воображаемые ситуации, придумывают сюжеты, опираясь на свой собственный опыт и свои переживания. По игре можно судить, о чем малыш думает, что его интересует. Куклам, мягким игрушкам, машинкам присваиваются определенные роли. Развивающие игрушки не те, которые учат буквам и цифрам, а те, которые повышают творческую активность детей, побуждают их самих что-то творить.- Вот, скажем, ребенок сам просит какую-нибудь игрушку. Всегда ли надо выполнять его просьбу? Или выбирать игрушку самим и предлагать ему?- Здесь все зависит от мудрости родителей. Именно в дошкольном возрасте они организуют ту среду, в которой дети живут и развиваются. Я, наверное, скажу несколько неожиданную вещь: лучше выбирать игрушки без ребенка, ведь в таком изобилии игрушек даже взрослый теряется.К примеру, ребенку может понравиться что-то необыкновенное, или яркое, или то, что он уже видел у своих сверстников. Этот выбор во многом случаен. Взрослые должны ответственно отнестись к выбору. Хорошую, но не слишком заметную игрушку можно сделать более привлекательной, поиграв с ней вместе с ребенком. Так что игрушки лучше выбирать самим родителям.- Сначала Барби, а теперь и куклы монстр-хай, завоевавшие, как сообщают, всю планету, вытеснили наши традиционные куклы, в которые играли бабушки, прабабушки сегодняшних девочек. Ведь с нынешними куклами не поиграешь в дочки-матери. Должны ли родители позволять своим детям играть с этими вампирами, зомби, привидениями с торчащими клыками, рогами, со свирепым выражением физиономии? Как они влияют на психику ребенка?- Хочу сказать, что наши девочки все же не перестали играть в дочки-матери. Но тем не менее они сегодня часто предпочитают эти «страшные» куклы. Малыши, как это ни странно, не пугаются «ужасной» внешности этих монстров с их рогами, скелетами, копытами. Для них это обычные фигурки. Причем они находят их красивыми. У маленьких детей еще не сформировались эстетические представления, а образ человека только формируется. И вот эти представления и этот образ формируются на основе таких кукол. У девочек возникает представление о том, что люди не так интересны, как монстры. Это ведет к искажению в сознании детей естественного образа человека, возникает другой, далекий от реального. А мультфильмы подкрепляют эту тенденцию, все эти монстры пришли из мультсериалов. Для современных детей монстр – сильный, всемогущий и добрый – очень хороший, любимый персонаж. Когда дети видят на экране, в магазинах таких вот «людей» – синих, фиолетовых, со шрамами, то для них это становится нормой. Если у взрослых эти игрушки вызывают ужас, то наших детей они не пугают. К сожалению, при этом представление об истинной красоте человека у них не формируется.- Следует ли считать это отклонением от норм эстетического воспитания?- Тут все зависит от выбора самих родителей, их роль в эстетическом воспитании очень велика. Если они хотят передать своим детям традиционные ценности, на которых выросли сами, то следует выбирать и куклы традиционные. Другое дело, что вся нынешняя субкультура крутится вокруг монстров. Кто-то считает, что прежние игры в куклы ушли в прошлое, теперь детям нравятся куклы-чудовища. Дети постарше, увидев их впервые, возмущаются: «Какие они ужасные!» В то же время маленькие узнают их по мультикам и радуются: «Какие у нас красивые куклы!»- Может быть, поэтому, став подростками, дети и в своей внешности начинают копировать «эстетику» монстров так, что вызывают неприятие у других, и прежде всего у взрослых. Скажем, так называемые фрики – с татуировкой почти по всему телу, с кольцами в ушах, носу, губах, щеках…- Подростковый возраст – это период утверждения своей личности, желания выделиться и связанное с этим экспериментирование со своей внешностью, поиск собственного образа. Такие эксперименты со своей внешностью запретить невозможно. Со временем, по мере взросления, эти увлечения обычно проходят.Кстати, куклы монстр-хай тоже предназначены для подросткового возраста. А их рекомендуют девочкам от шести лет. Проблема в том, что они продаются в магазинах игрушек. И маленькие дети, видя такое множество ярких персонажей, выбирают их. Это плохо. Убрать их из кукольного магазина невозможно. Нужно, чтобы педагоги школ, детских садов просвещали родителей. Наш центр делает это. И надо сказать, что большинство родителей негативно относятся к этим куклам. Но поскольку дети просят, и у других они есть, то эти монстры все же попадают в руки малышей.- Некоторые считают, что куклы монстр-хай могут способствовать агрессивному поведению. Так ли это, Елена Олеговна?- Агрессия возникает, потому что фильмы, в которых участвуют эти монстры, очень агрессивны, но не сам их облик, а сюжет, на котором фильм построен. И, кроме агрессии, дети ничего из него не усваивают. Драка особенно характерна для подросткового возраста. Это своего рода вид игры, при помощи которой они узнают свои возможности, возможности другого ребенка. Физические игровые столкновения у детей неизбежны. Только нужно их научить понимать определенные пределы противостояния, чтобы серьезно не навредить друг другу.- И все же сам облик куклы может вызывать агрессию?- Глядя на страшное лицо, у ребенка может возникнуть желание подражать ему, перенести это выражение на себя. Ведь куклы – это образы, которые обладают какой-то энергетикой. Не зря в давние времена куклы не имели нарисованного лица.Если агрессия сидит в самом ребенке – а такие дети не редки, – то она временами выливается наружу. Через игру ребенок выносит свои внутренние переживания. Нужно вокруг него создавать неагрессивную среду – через игрушки, детские фильмы, книги. Это очень трудно, потому что сейчас основная масса этой продукции пропитана агрессией.- Игра в традиционные куклы, по утверждению многих, была важной для воспитания девочек…- Кто-то считает, что она готовит девочек к будущей семейной жизни. У них по отношению к куклам появляются материнские чувства. Одушевление куклы – очень позитивное явление. Она для ребенка не вещь, а персонаж, субъект, к которому он относится заботливо, ласково. Это нормальное отношение к кукле. К кукле монстр-хай трудно проявить подобные чувства. Человеческое отношение к кукле вызовет скорее нейтральная внешность.- Появились куклы, которые предназначены для изучения анатомии. Например, набор «Доктор». Здесь в комплект входят человечек с дырочками на теле и мешочек с «человеческими органами». Задача – правильно вставить в человечка сердце, печень, желудок и т. д., а потом их снова достать с помощью пинцета.- Маленькому ребенку не нужны такие игры. Превращать препарирование куклы (подобия человека) в игру для дошкольника – это нелепость. В сознании малыша не формируется цельное представление о человеке, человеческом образе.А вот уже в средних классах у детей, начинающих изучать биологию, возникает интерес к человеческому организму. Это уже не игра, а познание, для которого наглядное пособие будет полезно. Производители такого пособия решили превратить его в игрушку для дошколят, и вышел конфуз. Желание понятное – получить дополнительную прибыль, но в данном случае это я считаю не только неуместным, но и аморальным.Как же оценить качество игрушки, ее пригодность для детских игр? В нашем центре есть такой «этический фильтр» – это первый этап экспертизы. Отметаются те игрушки, которые навязывают какую-то агрессивность, или искажают человеческий образ, или нарушают моральные нормы.- Готовые игрушки часто надоедают ребенку. В некоторых семьях бытуют игрушки-самоделки, которые дети делают сами или вместе с родителями. Часто их любят больше покупных…- К самоделкам я отношусь положительно. Очень нужны для игры предметы, которые не являются игрушками: куски ткани, шишки, каштаны, полочки, поделки из пластилина. Игрушки-самоделки – живые и правильные вещи. Пусть даже они не слишком привлекательно выглядят, но если ребенок участвовал в создании игрушки или все делал сам, она ему особенно дорога. Это область детского творчества, мастерства.- Для опережающего развития ребенка взрослые нередко покупают игрушки, предназначенные для более старшего возраста. Правильно ли они поступают?- Игрушки не по возрасту искажают развитие ребенка. У детей каждого возраста есть главный вид игры – это главный вид его деятельности. Основная задача родителей – помочь своему ребенку полноценно прожить каждый возрастной этап. Для раннего возраста нужны одни игрушки, для дошкольников – другие, для школьников разного периода – третьи. Поэтому торопиться – значит пропустить какой-то важный отрезок жизни. И наверняка это будет иметь какие-то отрицательные последствия. Нередко бывает необходимо возвращаться к пропущенному этапу развития.Часто ребенок легко управляет компьютером и в то же время не умеет завязывать шнурки. Это явный пропуск предметной игры, которая очень нужна в раннем возрасте. Торопить время ни в коем случае нельзя. Опережение наверняка обернется отставанием.- Елена Олеговна, как вы считаете, нужны ли детям так называемые военные игрушки? Раньше это были оловянные солдатики. В них играли и царские дети. Теперь появилось игрушечное оружие: пистолеты, автоматы, танки, военные корабли и самолеты. По мнению одних, такие игры воспитывают патриотизм. По мнению других, такие игрушки вводят ребенка в мир войны, вызывают агрессию. А ваше мнение?- Это беда, что исчезли оловянные солдатики. В военные игры дети играли всегда. Но игрушки должны оставаться игрушками, которые помогают создать воображаемое пространство, выполнять какую-то роль. Если же автомат, предположим, строчит огнем, все внимание ребенка уходит на действие с этим оружием, и он уже не играет, а во что-то целится и стреляет, стреляет… Поэтому игрушки на военную тему должны быть по возможности условными. Деревянное или пластиковое ружье гораздо лучше, чем действующая копия автомата. Но условные игрушки в дефиците, сейчас они заменяются хай-теком. Они провоцируют агрессию, потому что это уже не условная стрельба, а реальная, которая подразумевает убийство.Екатерина I, «НАСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ»    Поощрять их высочеств нужно ко всякому движению и игре, летам и полу их сходственным; ибо движение дает телу и уму силы и здоровье. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы сохраняли при игре благопристойность к людям, при оной находящимся.    Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.    Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту