Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Птица счастья. Вот уже 40 лет она дружит с Детским музыкальным театром имени Наталии САЦ

Учительская газета, №46 от 15 ноября 2005. Читать номер
Автор:

Это необыкновенный театр. Хотя бы потому, что синяя птица над его фасадом парит вне законов архитектурных сооружений – глядя на ее вдохновенный полет, трудно представить, что поднять такую глыбу было технически возможно. 21 ноября первому в мире детскому музыкальному театру исполняется 40 лет. С ним работали Сергей Михалков, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский. Сейчас в репертуаре Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Наталии Сац десятки уникальных спектаклей – от знаменитой «Синей птицы» Ильи Саца и Михаила Раухвергера до «Юноны и Авось» Алексея Рыбникова и «Дитя и волшебства» Мориса Равеля. И – при тысяче с лишним мест в зале – аншлаги, чему мы сами стали свидетелями.

Совсем рядом с театром – известный цирк на проспекте Вернадского. Опасное соседство для любого театра, тем более детского, – аудитория-то одна и та же, но при этом искусство клоунов и дрессировщиков зверей ребятам и их родителям кажется доступнее и зрелищнее. Однако очередь тянулась именно к театру Синей птицы, вызывая у нас искреннее удивление и восхищение. Значит, тут знают и умеют что-то, чего не могут добиться в иных взрослых академических театрах?

А ведь, казалось бы, основная задача у этого музыкального театра для маленьких и юных трудновыполнима: приобщить ребят к миру высокой музыки, сложной и для взрослых – оперы и балета. Как привлечь, а затем удержать их внимание на протяжении 2-3 часов, когда на сцене поют арии и крутят фуэте? Для начала родителей и учителей, которые приводят детей приобщиться к искусству, конечно, привлечет легендарное имя Наталии Сац, которую во всем мире называли «матерью детских театров» (на ее счету 6 основанных в бывшем СССР театров для юных!).

Да и стремление увидеть знаменитый театр снаружи и изнутри – тоже не последний стимул. Ведь этот детский храм имени Наталии Сац – нечто необыкновенное. На входе в здание встречаешь бронзовую хрупкую женщину с распахнутыми для материнского объятия руками, в которой сразу узнаешь главную волшебницу – основательницу театра – с прижавшимися к ней мальчиком и девочкой. На фасаде, а затем и в фойе поражаешься искусными барельефами со сказочными персонажами. Но главная магия ждет ребенка внутри. Вот он попал в первый зал – на стенах космические корабли, у входа – огромная фигура рыцаря с мечом! А дальше – вообще нечто удивительное: сказки оживают. Пораженных открывшимся простором фойе и ослепительным светом хрустальных люстр мальчиков и девочек приветствуют барышни в кокошниках и сарафанах – ни дать ни взять Василисы Прекрасные и Елены Премудрые!

– Добро пожаловать в Сказку! Добро пожаловать в наш театр! – говорят они протяжно и певуче, как умеют только в сказках.

Дальнейшее только утверждает ребенка в мысли, что он где-то в волшебном измерении: всюду макеты самых известных спектаклей-сказок, фотографии, на которых, кажется, вот-вот подмигнут и подпрыгнут Кощей Бессмертный, Дюймовочка и Снежная Королева. И все-таки главное священнодействие начинается в зале, когда на сцену поднимается невысокая хрупкая женщина – дочь Наталии Ильиничны, Роксана Сац-Карпова.

– Дорогие ребята! – услышали мы ее негромкий, но очень убедительный голос, придя на спектакль «Волшебник Изумрудного города», мюзикл Игоря Якушенко. Традицию вступительных слов перед спектаклем Роксана Николаевна продолжает вслед за мамой. – Сейчас вы услышите и увидите сказку про девочку Дороти, которая будет путешествовать по разным интересным странам, но все равно мечтать вернуться домой. А поможет вам ее понять музыка и музыканты нашего оркестра.

И весь зал – от 3-летних малышей до их родителей – благодарно захлопал элегантному дирижеру Андрею Яковлеву, вспорхнувшему на свое место на возвышении перед сценой, и невидимым артистам оркестра. И тотчас скрипки, виолончели, трубы в их руках зазвучали и оживили занавес. Какой он необыкновенный – в виде веселого бородача-волшебника, распахнувшего фалды разноцветного плаща, внутри которого переливаются изображения трех стран – Голубой, Зеленой, Желтой. И вот пока мы рассматривали занавес, на сцене словно из ниоткуда возник маг в цилиндре и плаще. И представление началось: девочка Дороти вместе с собакой Тото, перенесенная по воле злой волшебницы Гингемы в Голубую страну, повстречала по дороге Страшилу и Железного Дровосека и пережила множество приключений в трех разноцветных странах.

Дети – самые искренние существа на свете, поэтому свое мнение о спектакле выразили эмоционально и прямо, без лишних мудрствований:

– Мне больше всего понравился Страшила, он веселый и не унывает, – заметила Саша Чернова из 1-го «А» 1244-й столичной школы.

– А мне Розовая фея – она такая красивая, – смущенно призналась Катенька Помыкалова из 1-го «Б» 791-й школы.

– И вообще все так реально было, особенно когда Дровосек ударил Страшилу по голове топором, – выпалили мальчишки-третьеклассники из той же школы.

Не спешите их осуждать – вот, мол, дети нашего времени, выросшие на кровожадных боевиках.

– Его же потом зашили, и Дровосек со Страшилой подружились, – подвели к добрым последствиям нехорошего поступка ребята.

Взрослые зрители тоже оказались под сильным впечатлением.

– Здесь делают добрые спектакли, они заставляют поверить в сказку и вернуться в детство, – поделилась с нами Валентина Игумнова, сотрудница Центра повышения квалификации педагогических работников Великого Устюга. – Прекрасные артисты, красивые декорации… У нас в городе хоть и живет Дед Мороз, но нет такого театра.

– Артисты пели замечательно и вообще играли здорово, – искренне сказал один мальчик маме после спектакля. – Жалко, мы цветов им не подарили…

– Это я забыла, в следующий раз обязательно подарим, – тут же оправдалась мама.

И вправду, актеры постарались, чтобы сказка о Волшебнике Изумрудного города запомнилась. Особенно хороши были исполнительница роли Дороти, обладательница красивого звонкого голоса, Людмила Верескова и обаятельный, неистощимый на смешные реплики Владимир Чернышев в образе Страшилы.

Неужели все спектакли театра столь интересны, столь богаты на выдумку и неожиданные решения?

– А вы посмотрите наш мюзикл «Царевна-лягушка», – лукаво прищурилась Роксана Николаевна Сац, которая сочинила либретто ко многим творениям театра. – Там очень необычный Кощей Бессмертный: он у нас не традиционный злодей, а страдающий от собственной несдержанности и самодурства отец, ведь он сам заколдовывает неснимаемым заклятьем свою дочь Елену Премудрую, влюбившуюся в Иванушку.

И таких сюрпризов в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац множество. Поскольку главная его цель – увлечь ребят хорошей музыкой, приблизить ее к ним, в театре постоянно придумывают, как это сделать еще доступнее и интереснее.

Так, здесь регулярно проводят цикл абонементных встреч «Тайны музыки. Ступеньки к разгадке» – это пять вечеров, которые рассчитаны на самый разный возраст и уровень музыкальной грамотности слушателей. Сначала ребятам рассказывают о том, как зарождались первые музыкальные инструменты, что такое дуэт, квартет, квинтет, музыкальный образ, потом вводят в мир более сложный – музыки разных стран и народов, рождения оперы. После такой подготовки опера и балет уже не вызовут отторжения у ребят. Они смогут насладиться и оценить дивную музыку «Евгения Онегина» или «Мадам Баттерфляй», которые тоже звучат в театре, радуя старших школьников и взрослых почитателей высокого искусства. Трудно ли это дается театру?

– Конечно, сказывается опошляющее вкус влияние эстрады и телевидения, эта музыкальная жвачка, которую нынешние дети получают в огромных количествах, – не скрыла Роксана Николаевна, между прочим, заслуженный учитель России, 18 лет проработавшая в школе. – Но когда с ними поработаешь, получаешь тот же результат, что и в советские, и в любые времена, – ребята начинают понимать и ценить настоящую музыку – такую, как «Дитя и волшебство» Равеля. И еще для нас обязательно, чтобы наши спектакли несли позитив, помогли ребенку стать добрее и чище.

Работу по воспитанию вкуса, моральных ценностей, по привитию у детей любви к театру здесь проводят действительно огромную: так, ежегодно в дни весенних каникул здесь проходят всероссийские смотры-конкурсы детских самодеятельных музыкальных спектаклей. Театр поддерживает и Ассоциацию школьных театров, в которую входит 28 школ. Особенно тесная связь с 626-й московской школой, носящей имя Наталии Сац.

Однако говорить о полном благополучии не приходится.

– Нельзя утверждать, что театр миновал трудные времена, – развеяла наше радужное настроение Роксана Сац. – Детский музыкальный театр не может существовать без поддержки. К счастью, правительство Москвы и руководство Юго-Западного округа нам активно помогают.

Так, при поддержке отдела образования и префектуры Юго-Западного округа Фонд Наталии Сац совместно с благотворительными организациями проводит спектакли и акции для ребят из детских домов, интернатов, многодетных семей. Для них ежегодно устраиваются праздники – Рождество и Пасха в Детском музыкальном театре.

О том, что усилия театра не напрасны, говорят полные залы во время спектаклей. Приходите, убедитесь сами.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту