Театр способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками. Театрализованная деятельность содействует развитию социальной уверенности воспитанников, формированию у них позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого. Принимая участие в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром, учатся анализировать, делать выводы, обобщать, что способствует развитию умственных способностей.
Театрализованная деятельность включает в себя разные виды игр, которые принято делить на две группы: драматизации и режиссерские.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на руки (пальцы). Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
Виды игр-драматизаций
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он играет за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу развертывания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
К режиссерским играм относятся:
- Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограниченны. Состояние персонажа, его настроение передаются интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает эффект неожиданности, вызывает интерес детей.
- Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
- Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются детьми из старых книг, журналов, создаются самостоятельно.
- Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
- Кукольный театр – это еще один вид сюжетной режиссерской игры. Воспитатель предлагает детям произносить по ролям текст художественного произведения и одновременно действовать за героев игрушками (театр игрушек), петрушками (куклы, надеваемые на пальцы рук), вырезанными картинками. Кукольный театр используется как методическое средство, активизирующее речь детей.
- Костюмированные представления – это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, жестов и мимики. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий.
Разнообразные виды театра делают творческую деятельность дошкольников интересной.
Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые помогают им расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу, разыгрываются небольшие сценки, народные песенки, потешки. При этом используются игрушки и фигурки плоскостного театра.
В нашей группе со среднего возраста появляется уголок театрализованной деятельности, где широко используются такие виды кукольных театров, как пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек, театр бибабо. Обязательным элементом становится уголок ряженья. Дети активно стремятся вносить индивидуальность в исполнение ролей.
Ребят старшего дошкольного возраста отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступать в той или иной ситуации, с какими чувствами и переживаниями это связано. Находясь в образе, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей и помогает передать их с помощью движений, жестов, мимики. А благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа.
Особое внимание мы уделяем коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Театрализованные игры способствуют формированию у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах. Выступая на праздниках, принимая участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Так, например, детям с ОВЗ на начальных этапах мы даем незначительные, но роли(!), где они могут общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов. Также они могут выполнять роли, для которых не требуется речевое сопровождение (например, роль репки или птичек, сидящих на веточке, или роль ветерка). На следующих этапах совместно со взрослыми дети договаривают слова в конце строчки в стихотворениях или небольших текстах, а некоторые могут играть на музыкальных инструментах по ходу сценки. Участие детей с ОВЗ в театрализованной деятельности положительно влияет на их речевое развитие, что дает возможность с легкостью вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, мы подобрали театральный репертуар. Он включает в себя сказки, такие как «Репка», «Теремок», «Заячья избушка», «Курочка Ряба», «Как Собака друга искала». В дальнейшем планируется расширять диапазон произведений, возможно, будем вводить в практику отрывки из современных мультипликационных сюжетов.
Ольга ВАСИЛЬЧЕНКО, Марина КОНДРАТЬЕВА, воспитатели школы №1383
Комментарии