Старый новый журнал становится ближе к нуждам образования
Долгие годы журнал “Советская педагогика” был своеобразным штабом консерваторов в образовании, по крайней мере так наша газета писала о нем в перестроечное время. Теперь издание, возглавляемое вице-президентом РАО Владимиром Борисенковым, меняется на глазах. А началось все с нового имени. О переменах рассказывает заместитель главного редактора нового старого журнала “Педагогика” Руслан БОЗИЕВ.
– Конечно, журнал изменился. Как вы помните, он входил в число главных идеологических журналов страны наряду с “Партийной жизнью”, “Блокнотом агитатора”, “Вопросами философии”, “Вопросами истории” и т.д. И изменение названия было не только сменой “вывески”, мы сознательно уходили от политизации образования и педагогической науки. Коллектив пришел к мнению, что не может быть советской педагогики, как не может быть советской химии, физики.
Когда-то ваша газета обвинила журнал “Советская педагогика” в излишнем наукообразии. И более того, там была такая фраза, что журнал печатается “на птичьем языке, который никому не понятен, кроме самих авторов”. Этот упрек был во многом справедлив. В настоящее время журнал отошел от этого. И это не только мое мнение, но и мнение большинства наших читателей.
Мы отошли от жесткой рубрикации. Идет полемика – появляется рубрика “Полемика”, предлагает автор педагогическую публицистику – вводим рубрику “Публицистика” и т.д. Но тем не менее такие разделы, как “Научные сообщения”, “Вопросы обучения и воспитания”, “История школы и педагогики”, “Подготовка педагогических кадров”, – достаточно постоянны.
Естественно, нас интересует самый обширный круг вопросов, связанных со сравнительной педагогикой. Достаточно длительное время мы критиковали буржуазную педагогику, сейчас есть резон обратиться к опыту развитых капиталистических стран и попытаться с позиции их понимания осознать то, что происходит в настоящее время у нас в образовании.
Активна наша позиция и в освещении вопросов отечественной педагогики. В нескольких номерах мы печатали “Историю русской педагогики” П.Ф.Каптерева, пытаемся находить материалы, не утерявшие актуальности и сейчас. Допустим, была публикация писем о воспитании наследника русского престола К.Д.Ушинского. Я считаю, что во многом заслуга журнала состоит в том, что мы, наверное, впервые и наиболее широко освещаем судьбы педагогов русского зарубежья, проблемы образования наших эмигрантов, оказавшихся в странах Средиземноморья, Соединенных Штатах (В.В.Зеньковского, И.И.Сикорского и др.), что заставляет по-другому взглянуть и на нашу собственную судьбу.
Чтобы журнал был не просто органом печати ученых для ученых, и, стремясь приблизить его к конкретным нуждам образования, школы, мы сейчас занимаемся проведением “круглых столов” не только в Москве, в академии, но и в регионах, в частности в Туле, затем в Рязани, Ельце, Томске, Чебоксарах.
Наталья МАТВЕЕВА,
кандидат педагогических наук
Комментарии