search
main
0

Птенцы “кукушкина гнезда”

Пожалуй, невозможно описать и уж тем более предвидеть все психологические проблемы, с которыми сталкивается новичок-учитель. Постоянное “взятие барьеров” воспитывает в молодом преподавателе то, что принято называть железной выдержкой. Если же в психологическом поединке “школа – молодой педагог” последний проигрывает, то вместо закаленной воли его ждут депрессия и бессонница. И тогда выход один – как можно быстрее покинуть “учительское гнездо”. Иначе… Вы никогда не видели учительницу, поминутно срывающуюся на крик во время урока и вышвыривающую портфели за дверь (оригинальное средство заставить покинуть класс их обладателя)?

Что же нужно знать начинающему учителю, чтобы оградить свое хрупкое душевное здоровье от профессиональных потрясений?
Хорошие отношения с коллегами в школе ничуть не менее важны, а порой и гораздо более значимы, чем взаимопонимание с учениками. И здесь новичка ждут два стандартных варианта. В одном случае он получает поддержку, пусть и немного снисходительную. В другом – то, что в армии принято называть дедовщиной. Учитель, психологически не подготовленный к восприятию школьной субординации, автоматически зачисляется общественным сознанием в разряд “мелкой сошки”. Умение “поставить себя” в новом коллективе, как правило, не принадлежит к активу молодого специалиста. Поэтому процесс психологической адаптации новичка может затянуться надолго. Есть, правда, и другой выход – подчеркивать свою непричастность к данной “педагогической общности”. В этом случае, однако, ни о какой “карьере” даже на уровне повышения разряда говорить не приходится: учителя, как и военные, не прощают пренебрежения. Поэтому остается одно – “вливаться в коллектив”.
Одни из ловушек, подстерегающих новичков, – учительские группировки. Молодой учитель стремится как можно быстрее стать своим, обзаводясь друзьями или хотя бы знакомыми. И тут-то выясняется, что Мария Ивановна терпеть не может Анну Сергеевну, а та, в свою очередь, на ножах с Ольгой Вячеславовной, которая… Продолжать можно до бесконечности. Подобная расстановка сил существует в любом учреждении, но почему-то именно в школе она приобретает особое значение. Обнаружив, что “дружный коллектив” на самом деле раздираем внутренними противоречиями, новичок теряется и ощущает, что он, как в песне, “покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал”. Для того чтобы “не утонуть”, ему необходимо обладать незаурядными дипломатическими талантами.
Помимо дипломатической одаренности молодому специалисту крайне необходимо иметь и партизанские навыки, главный из которых – умение держать язык за зубами (во внеурочное время, естественно). Причина здесь в том, что во многих школах директор претендует на роль “родителя”, который просто обязан знать все о своих “детях”, каковыми выступают не только ученики, но и учителя. Я думаю, что каждый педагог хотя бы раз побывал в ситуации, когда доверительный треп в учительской оказывался неожиданно достоянием администрации или директора.
Но обратимся к самому животрепещущему источнику волнений – ученикам. Здесь опять хочется помянуть “добрым” словом родной пединститут, программа которого предусматривает изучение исключительно психологии подростка, как будто учителю никогда не приходится сталкиваться ни с чьей другой психологией. На языке вертится, увы, риторический вопрос, почему на каком-нибудь факультете менеджмента серьезно изучают межличностные отношения в коллективе и умение работать с ним, а в педагогическом вузе нет? Почему же менеджеров психологически готовят к будущей работе, а без пяти минут учителям предоставляют возможность самим закалять (а чаще трепать) нервы на месте будущей работы? И вообще проводились ли исследования, как первые дни пребывания в школе влияют на психику неопытного преподавателя? Вспоминая свои собственные впечатления, дам этому времени определение “затянувшегося экзамена”. Причем такого, где вопросы неизвестны, помощи ждать не от кого, а в приемной комиссии сидят человек тридцать, основная цель которых – завалить. В самом деле, первые месяцы работы в школе представляют собой непрекращающийся стресс для выпускника педвуза. Причем со всеми физиологическими его проявлениями: нервной дрожью перед началом урока, потерей аппетита, страхами и т.д. Чтобы отвести подозрения в собственной невменяемости, скажу, что такая картина воссоздавалась на основе не только собственных ощущений. У абсолютного большинства моих знакомых, начинавших карьеру преподавателя, были сходные чувства.
Причина – в учениках. Ни для кого не секрет, что в любом классе даже самой престижной школы всегда есть ребенок с различными психическими, если не с умственными отклонениями. Хорошо, если молодого учителя об этом заранее предупредят. Хотя и уведомление не всегда поможет. Что, например, делать, когда ты входишь в класс, а ребенок встречает тебя радостным мяуканьем? А другая ученица именно в этот момент, поддавшись внезапному порыву, без видимых причин вцепляется в волосы своему соседу… Тут уж не до новейших методик, в голове одна мысль – не выбежать бы из класса, поддавшись порыву собственному… Спасает только самообладание, помноженное на неопытность в хорошем смысле, то есть на свободу от стереотипов поведения.
Но предположим, учительница все же научится доводить урок до конца, не доводя себя при этом до нервного приступа. И все же если контакт с детьми как следует не налажен, то подспудное неявное противостояние на занятиях может держать учителя в постоянном напряжении, которое неизбежно кончается срывом. Бывает и наоборот. Доверие учеников к учителю настолько велико, что тот превращается в арбитра и психотерапевта. А если этот арбитр молодая, очаровательная, общительная преподавательница, то здесь недалеко и до увлечения. За окном – весна, дома – одиночество, а в журнале – записка с объяснением в любви от старшеклассника. Что же здесь делать? И опыт старших товарищей в такой ситуации вряд ли поможет.
Остается мечтать лишь об одном: чтобы в школах существовали “тихие комнаты”, куда смогут прийти со своими вопросами и проблемами не только ученики, но и учителя. “Это не школа, а сумасшедший дом!” – восклицают они в ярости. Так почему бы не позаботиться о душевной устойчивости тех, кто здесь работает и учится? В школах нужны настоящие психологи. Конечно, вряд ли они избавят от всех трудностей. Но почему бы не воспользоваться возможностью превратить “кукушкино гнездо” если не во “второй дом”, то уж хотя бы в место, где дают и получают знания, не расплачиваясь за это неврозами…

Мария ЯРОПОЛЬСКАЯ,
молодой специалист
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте