13 лет назад наш детский сад был учреждением-новостройкой, сегодня коллектив работает сплоченной командой единомышленников в статусе Центра развития ребенка, будучи все эти годы городской экспериментальной площадкой НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца.
В своей инновационной работе мы исходим из положения о том, что семья в целом и характер детско-родительских отношений в частности – базовая среда, которая задает определенное качество жизни человека. Тема экспериментальной работы до 2012 года – создание модели сопровождения семьи на разных этапах становления родительской роли. В концепции экспериментальной площадки мы обосновывали целесообразность выделения четырех взаимосвязанных этапов.
Первый этап – «потенциальное родительство». Это период мотивации на будущее материнство и отцовство. В опыте работы нашего учреждения сложилась регулярная практика встреч с бывшими воспитанниками ДОУ в Клубе для старшеклассников.
Второй этап – «раннее родительство» – период первоначального накопления практического опыта воспитания ребенка-первенца в младенчестве и раннем возрасте ребенка. В опыте нашего учреждения это осуществляется в режиме работы структурных подразделений для семей с детьми раннего возраста.
Третий этап – «состоявшееся родительство» как период рефлексии накопленного воспитательного опыта, как правило, активизирующийся с проживанием кризисных периодов возрастного развития ребенка (кризис трех лет, начало школьной жизни ребенка). Это сопровождение родителей с детьми от 3 до 6 лет.
Четвертый этап – переход к «родительской зрелости» как периоду устойчивого осознанного отношения к своей родительской роли, характеризующийся внутренней потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию себя, к обмену опытом. Здесь акцент на адресное сопровождение категории родителей будущих первоклассников и уже ставших ими.
В этом учебном году мы делаем акцент на разработку содержательной специфики сопровождения родителей на этапах потенциального и раннего родительства. Например, анализ первых результатов работы на этапе раннего родительства показал, что целесообразно выделять специальные базовые знания и навыки сопровождения ребенка в развитии, без которых ему трудно продвигаться в благополучной социальной адаптации без потерь в развитии и самочувствии к условиям жизни в новом социуме детского сада. Поэтому в течение года не только в группе раннего возраста, но и в рамках работы структурных подразделений осуществлялась разработка интегрированной системы поддержки адаптационных ресурсов семей с детьми раннего возраста. Такая система включает организацию работы семейной прогулочной группы сезонного режима работы как обязательного элемента адаптационной системы. В работе центра игровой поддержки ребенка, консультативного пункта апробировались адресные образовательно-игровые программы для родителей и совместно с детьми. Среди актуальных тем вызвали интерес овладение эмоциональными стереотипами повседневной жизни, механизмы расширения активного исследования малышом окружающей среды, опыт установления эмоциональных контактов с ним, дающий ребенку запас уверенности во взаимодействии с миром.
Важный багаж навыков родительской поддержки связан с овладением эмоционально-чувственным и игровым языком общения с ребенком. Это телесные игры, включая пальчиковые, а также на основе народных традиций, которые принято называть материнским фольклором. Родители, посещающие ЦИПР, ознакомились с разными видами установления контакта с ребенком: вербальным, тактильным, зрительным, игровым, чтобы уметь поддержать его комфортное состояние, особенно в условиях стресса, например, защитить при столкновении ребенка с опасностью, затруднением, агрессивной средой. Родители в ходе учебно-игровых сеансов общения со специалистами детского сада имели возможность исследовать собственные навыки эмоциональной устойчивости в отношениях с ребенком и другими людьми.
С началом деятельности структурных подразделений решалась также задача формирования эмоциональной общности или эмоционального пространства, объединяющего взрослых и детей. Мы используем в качестве основной технологии адресные образовательно-игровые программы для родителей с учетом логики естественного становления родительской роли. Важный акцент в этой технологии мы делаем на обогащение родителей практическими умениями выстраивать свое родительское поведение в каждом конкретном случае. Для этого мы считаем важным так продумывать каждый раз методику и содержание встречи, чтобы предоставлять родителям исследовательскую позицию. Она помогает им лучше увидеть себя в ситуации, понять ребенка, прояснить мотивы его поведения. Наибольшего продвижения в этом удается достигать с помощью интеграции самых разных языков общения с родителями. Это:
язык игры,
язык движения,
язык эмоций и тела (контакт через дыхание, вибрацию; согревающие или надавливающие прикосновения и пр.),
вербальный язык контакта.
Постепенно овладевая разными видами контакта с ребенком, родители, прежде не имевшие такого опыта, начинали использовать его во взаимодействии с ребенком дома. Обсуждение удач и промахов составляет предмет индивидуальных и общих дискуссий с родителями консультативного пункта, центра игровой поддержки.
Характер проживания детьми периода адаптации к детскому саду показал значительное улучшение их физического, социального и эмоционального самочувствия в начальный период ежедневного посещения группы раннего возраста.
Нахождение путей содержательного контакта педагогов с родителями – это одна сторона решения проблемы. Другая связана с необходимостью практически непрерывного обучения в первую очередь самих педагогов. С недавнего времени все наши сотрудники, включая младший обслуживающий персонал, стали участниками различных учебных программ личностного роста и повышения культуры общения, в том числе навыков саморегуляции. Навыки такого рода особенно необходимы специалистам в ситуациях общения с высоким уровнем эмоционального напряжения, например, в случаях налаживания контакта с семьей, находящейся в состоянии внутрисемейного конфликта. Известно, что, когда взрослым не удается справляться с внутрисемейными проблемами, они, как правило, создают ситуацию риска для самочувствия и полноценного развития ребенка. Как показывает наш опыт, в установлении контакта с эмоционально «накаленной семьей» главный инструмент – четкость и недвусмысленность коммуникации с ней. Педагогам, которые достаточно хорошо овладели навыками поддержания открытой коммуникации, лучше удается поддерживать высокий уровень контакта с собой и проблемной семьей в напряженных ситуациях. Психолого-педагогический механизм совладания с каждой из такого рода ситуаций всесторонне проговаривается нами на педагогических консилиумах. Мы совместно моделируем последовательность действий каждого участника, строим прогнозы развития отношений, идет активный обмен мнениями о том, что помогает улучшить контакт с проблемной семьей, что снижает его.
Наша модель учитывает факт разнородности социокультурного и педагогического облика московского родителя, что выступает сегодня важным основанием для дифференциации работы с разными категориями родителей. Каждый родитель имеет свою систему ценностей и взглядов на ребенка, иногда сильно отличающуюся от той, что способствует позитивным отношениям между детским садом и родителями. В этой непростой ситуации именно действенный, а не декларируемый диалог позволяет добиться взаимопонимания и выработать совместный язык общения.
Большая роль в повышении уровня доверия между педагогами и родителями принадлежит родительскому совету дошкольного учреждения. Он стал составной структурной единицей нашей модели адресного сопровождения семей. Родители из состава совета, не первый год работающие в нем, хорошо знают профессиональные возможности педагогического коллектива. У представителей родительской общественности нашего детского сада широкий круг проявления их инициативы и полномочий. Они участники мониторинга образовательных запросов родителей, как тех, чьи дети посещают детский сад, так и родителей потенциальных воспитанников, которые приходят на занятия в центр игровой поддержки, консультативный пункт или участвуют в днях открытых дверей для населения микрорайона. Без них не обходится организация детско-родительских игротек, в том числе в рамках недели игры, ставших уже традиционными. Они наша надежная опора в обсуждении вопросов соблюдения в детском саду правил безопасности детей и взрослых, советчики в вопросах осуществления благотворительных акций, например в адрес детей с особыми нуждами. Они участники «горячих линий» для создания общественного мнения по актуальным и острым вопросам образования.
Члены родительского совета входят в конкурсные жюри, когда подводятся итоги ежегодного участия родителей в разного рода семейных проектах. В последние годы родители участвуют в конкурсах: «Календарь семейных праздников» – на лучший сценарий праздника о ценностях семейного очага, «Счастливый ребенок» – на лучший рассказ о самодеятельной игре, происходившей в доме, на даче или отдыхе. В этом учебном году прошел семейный конкурс поэзии «Посмотрим памяти в глаза», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
С участием членов родительского совета проходит в детском саду чествование матерей и отцов, проявляющих родительскую ответственность и общественную активность. Во время проведения Международного дня семьи в мае и Всероссийского дня матери в ноябре родителям вручаем грамоты, благодарственные письма за отцовское и материнское чадолюбие, «награды», сделанные руками детей вместе с педагогами.
Практическое воплощение идей педагогики сотрудничества для продуктивного взаимовлияния и обогащения друг друга привело нас к осознанию важности объединения своих усилий с разными социально-культурными институтами (школа, музеи, детские центры творчества, спортивные школы, учебные и академические институты). Со школой №1908 мы поддерживаем длительные профессиональные и дружеские связи и совместными усилиями обеспечиваем успешную адаптацию к школе уже 13 выпускных групп первоклассников и их родителей. Учителя начальных классов отмечают успеваемость всех наших выпускников на «4» и «5». Среди выпускников нашего детского сада немало победителей школьных олимпиад.
На наш взгляд, родители будущих первоклассников – особая категория родителей, со своими образовательными и социальными потребностями, особенностями переживаний начала школьной жизни детей. В опыте поддержания преемственных связей со школой один из акцентов мы делаем на обогащение воспитательных возможностей семьи в период ожидания школьной жизни. Важную координирующую роль здесь играет взаимосвязь психологических служб детского сада и школы, а одно из приоритетных направлений их общения с семьями – профилактика школьных страхов у детей и взрослых. Вместе со школой нам удается обеспечивать интеграцию всех специалистов в комплексном решении и выработку согласованных точек зрения на готовность детей к школе. Зрелость и ответственность родителей наших воспитанников, ставших первоклассниками, проявляется в адекватном и оптимистичном видении школьных перспектив своих детей, озабоченности не только узкошкольными успехами своего ребенка, но чуткость к его общему самочувствию и эмоциональному настрою на повседневную жизнь в школе и за ее пределами.
Надеемся, что разработанная нами система поддержки семьи будет полезна и интересна другим дошкольным учреждениям. Мы готовы к трансляции инноваций и дальнейшему активному сотрудничеству с средствами массовой информации.
Евдокия КУЛАКОВА, заведующая ЦРР №2317
Комментарии