search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Психолого-педагогическая интернатура нужна для профессиональной адаптации

​Проблема готовности молодых специалистов к самостоятельной деятельности всегда актуальна. Даже при хорошей теоретической подготовке начинающий специалист может испытывать неуверенность в себе как в профессионале. Это может быть вызвано разными причинами, но прежде всего недостаточными практическими навыками.

В свете активного внедрения ФГОС, определяющих не только учебные, но и личностные, коммуникативные компетентности обучающихся и воспитанников, от педагога-психолога ожидают многоплановой и результативной помощи в образовательном процессе. Понятно, что только опытные специалисты могут грамотно и продуктивно строить систему психологической работы, а по данным статистики, около 40% педагогов-психологов – это молодые специалисты. По международным стандартам подготовка психологов должна содержать обязательный практический этап  на стажировочных базах. После освоения  системы работы психологи подтверждают уровень своей компетентности посредством практического квалификационного экзамена и таким образом проходят сертификацию на право самостоятельной деятельности. В сфере медицины  эта задача давно решается посредством обучения выпускников медицинского вуза в интернатуре, после которой сдается квалификационный экзамен как доступ к самостоятельной практике. Такая система работы с молодыми специалистами показывает  необходимость   ее принятия на государственном уровне как обязательной фазы обучения.  Подобная система для выпускника психологического вуза принята  в международном сообществе, но не в России. Интернатура специалистов-психологов за рубежом проводится только в специальных лицензированных центрах постдипломного образования. Обучение длится от одного года до трех. За это время стажеры получают консультации и супервизию опытных специалистов по достаточно широкому спектру профессиональных проблем, а по окончании сдают квалификационный экзамен. Положительный результат экзамена – основа для выдачи лицензии на право деятельности.Формирование европейского подхода к развитию высшего образования в российском сообществе ставит важную задачу перед российскими вузами: сопровождение выпускников в процессе становления их профессиональной деятельности. Молодому специалисту важно быть уверенным, что он имеет официальное  право на время накопления практического опыта. Московский городской психолого-педагогический университет еще семь лет назад осознал необходимость целенаправленных постдипломных стажировок для молодых специалистов в сфере психологии. Для этих целей было создано  подразделение МГППУ – Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов (официальный сайт  postdiplom.ru).  Первый в Российской Федерации опыт организации постдипломных стажировок для психологов  происходит следующим образом: Центр учебно-методического сопровождения молодых специалистов подбирает опытных методистов-психологов, работающих в различных учреждениях образования (школах, интернатах, детских садах, психологических центрах), которые осуществляют супервизию молодых специалистов. В российском варианте мы называем супервизоров более привычным словом – наставник. К наставникам предъявляют такие требования:     большой опыт работы;    хорошая образовательная подготовка;    результативность в практической деятельности;    умение передать опыт работы молодым специалистам;     умение подготовить вариативную программу стажировки.Вариативную программу стажировки наставники разрабатывают, взяв за основу примерную программу, разработанную Центром учебно-методического сопровождения молодых специалистов МГППУ. В вариативной программе учитывают особенности образовательного учреждения, в котором проходит стажировка, и индивидуальный стиль деятельности психолога-наставника. Каждая из вариативных программ перед ее внедрением получает оценку рецензента и утверждается на  ученом совете университета. Основные задачи, которые решают наставники в процессе постдипломной стажировки молодого специалиста – педагога-психолога, –  это:    введение молодого специалиста – педагога-психолога  в профессию и содействие его адаптации на рабочем месте;    создание представления о целостности и системности работы педагога-психолога;     развитие  психологической  и  профессиональной  готовности  к  самостоятельной  деятельности;    формирование необходимых в практической деятельности педагога-психолога профессиональных компетенций;    помощь молодому специалисту в организации взаимодействия с администрацией и педагогическим коллективом;     развитие  способности молодых специалистов анализировать и интерпретировать  эмпирический материал, обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты, корректировать деятельность в зависимости от ситуации.Программа постдипломного образования молодого специалиста рассчитана на три года. В течение первого года молодые специалисты системно осваивают общие и специальные профессиональные компетенции, учатся грамотно планировать свою деятельность, применять на практике изученные в вузе методики. На второй и третий годы стажировки им предлагают выбрать специальные направления работы с детьми особых категорий.В программе применяется сочетание различных форм работы: занятия в больших (25-30 человек) и малых группах (3-4 человека), индивидуальные  консультации. Но приоритет обучения – навыки практической работы и индивидуальные консультации по профессиональным и личностным трудностям специалиста, поэтому работа в малых группах составляет до 80% общего времени программы. Помощь наставников заключается еще и в том, чтобы максимально поддержать уверенность молодого специалиста в собственных силах, дать своевременный совет по работе с конкретным трудным случаем. После окончания стажировки молодые специалисты проходят аттестацию в виде оценивания их индивидуальных профессиональных достижений, собранных в портфолио. Одна из важных составляющих портфолио – кейсы, которые представляют собой описания психологического сопровождения сложных случаев из практики молодого специалиста, сделанные под руководством опытного специалиста. Описание проводится по определенной схеме, содержащей критерии, по которым можно оценить уровень сформированности профессиональных компетенций  специалиста.На основании результата аттестации выдают дипломы государственного образца, в которых указаны темы стажировок, под чьим руководством они проходили, какие навыки стажером освоены.Эффективность программы подтверждена отзывами руководителей образовательных учреждений, специалистов учебно-методических центров и профессиональными успехами наших выпускников. Переход  высшего образования в России на двухуровневую Болонскую систему увеличит проблемы молодого специалиста, связанные с началом профессиональной деятельности. При сокращении количества времени, отведенного на подготовку психологов-бакалавров, выпускник недополучит прежде всего практики для освоения компетентностей и как следствие не будет готов самостоятельно и качественно осуществлять профессиональную деятельность.  Решением  этой проблемы может  стать психолого-педагогическая интернатура как обязательная форма обучения выпускника-бакалавра. Московский городской психолого-педагогический университет в рамках научно-исследовательского проекта осуществляет разработку концепции и  методических материалов модели интернатуры по направлению ФГОС «Психолого-педагогическое образование (050400)». Ее целью будет подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности специалистов, окончивших программу бакалавриата. В основу  этой разработки положена трехгодичная модель постдипломного образования педагогов-психологов.Принципиальной разницей организации интернатуры будет то, что обучение будет очным в течение года и предназначено в основном для выпускников бакалавриата. Поступление в интернатуру предполагается на основании квалификационного испытания, которое определит проблемные зоны в профессиональной компетентности молодого специалиста. Для этого будет использоваться методика «Профессиональная компетентность педагога-психолога», разработанная и апробированная в МГППУ. В соответствии с выявленной проблематикой для специалиста предполагается подбор индивидуального образовательного маршрута и базы стажировки. По окончании обучения в интернатуре также предполагаются выходное квалификационное испытание  и защита квалификационной работы, по  итогам квалификационного испытания – сертификация специалиста на право самостоятельной деятельности или продолжение обучения  по индивидуальному плану.  С сентября 2013 года проект «Создание инновационной площадки по организации и развитию педагогической интернатуры» пройдет апробацию на одной из сертифицированных баз стажировки. После получения результатов апробации и корректировки программ предполагается широкомасштабное внедрение модели «Психолого-педагогическая интернатура». Аркадий МАРГОЛИС, первый проректор Московского  городского психолого-педагогического университета, Ирина КОНОВАЛОВА, декан факультета повышения квалификации, почетный работник образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте