search
main
0

Психология общения Первые шаги в школе

Маленький ребенок, интуитивно овладевая языком, очень рано вступает в общение с окружающими. Впоследствии, поступая в школу, он продолжает все тот же интуитивный процесс общения, совершенствуя его в себе как придется. Где и когда его профессионально учат общению? Учат ли общению будущих продавцов или медсестер? А будущих должностных лиц или общественных деятелей? Эта проблема волновала меня как школьного психолога. Чувствовалась очевидная необходимость в новом предмете – психологии общения. Готовой программой, к сожалению, я не располагала. Необходимо было ее создать, чем я и занялась. Каков же перечень задач психологического образования? Таковым, в качестве рабочей гипотезы, мне послужил перечень задач развития, составленный Робертом Хавигхерстом.

Главной задачей развития в отрочестве Р. Хавигхерст считает самоопределение в сферах человеческих ценностей. Остальные задачи развития вторичны по отношению к этой. Вот они: освоение “нового тела”, физиологическая и психологическая полоидентичность; развитие абстрактного мышления; приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола; становление новых, более независимых отношений в семье; выработка жизненной философии, системы ценностей; постановка задач будущего в связи с решением вопроса: “На что я годен?”.
Кто должен поставить перед подростком все эти задачи развития? “Принимая перечень этих задач как эмпирически точный, хотя, как всякий эмпирический список, открытый, неполный, я полагаю, что задача взрослых состоит в том, чтобы помочь отрокам в начале подросткового возраста поставить эти задачи самостоятельно”.
Эта мысль стала основной в моей работе. Учитель психологии не может прийти в класс с заранее составленным планом всего учебного курса, где обозначена строгая последовательность тем, подлежащих усвоению, отмерен объем минимальной информации, которую ученикам надлежит освоить, определен материал работы. Тему для обсуждения могут предложить сами ученики. Итак, я понимала, что необходима гибкость при использовании программы. Цели же, которые преследует программа по психологии общения, таковы: формирование у ребят общего представления о том, что такое психология и чем она занимается; познание самих себя и человеческих отношений; приобретение знаний по культуре общения между людьми; познание законов, принципов делового общения и этики служебных отношений.
Курс по психологии общения в нашей школе начинается в 5-м классе. Одной из главных задач здесь является установление доверительных отношений в группе, формирование максимально благоприятного климата для работы, посвящение каждого в члены круга общения, обсуждение заповедей общения. На этом этапе важно выделить и скорректировать проблемы, мешающие работе круга. Это могут быть примитивные представления ребят о психологии как науке, проблемы и в адаптации или во взаимоотношениях между детьми.
Постепенно пятиклассники погружаются в цикл занятий “Мир общения”, где у них формируется представление о психологии общения, о видах, значении, средствах общения. Ребята узнают о языке тестов и о том, можно ли научиться владеть им. Из каких элементов состоит каждое занятие? Здесь я воспользовалась разработкой Г.А.Цукерман: 1) рефлексия предыдущего шага, заканчивающаяся формированием ближайшей цели; 2) дальнейшее движение в предмете изучения, предполагающее поиск и освоение средств достижения поставленной цели; 3) дальнейшее движение в группостроительстве, в создании общности людей, вместе решающих общую задачу.
Эти три элемента могут располагаться на занятии в самом произвольном порядке.
Как зафиксировать каждый шаг такого обучения? Чтобы не осталось “лишь смутное чувство приятности происходившего и отдельные яркие воспоминания, которые ни при каких обстоятельствах не послужат строительными лесами для самопознания и саморефлексии”.
Возможно, я решу этот вопрос для себя в пользу ведения летописи занятий, которая составляется не до, а после моей встречи с ребятами.
В 6-м классе занятия посвящены культуре поведения и общения в общественных местах – транспорте, магазине, кинотеатре, школе и т.д. Ребята пополняют свои знания, обыгрывая их в ситуациях из жизни, знакомятся с секретами вежливости.
В 7-м классе продолжается цикл занятий “Культура общения”. Здесь речь пойдет о шестом чувстве – чувстве такта, о болезни здоровых – равнодушии, о двуличии, о гостеприимстве, о вежливости королей – точности, о шутке в нашей жизни, о моде и т.д. Рассматривая случаи из жизни своих ровесников, ребята завязывают себе “узелки на память”, чтобы не повторить подобные ошибки, предлагают свои решения в той или иной ситуации.
В 8-м классе занятия проходят в цикле “Речевой этикет”, где мы с ребятами рассматриваем вопросы: как вежливость отражается в языке в обращении к другому человеку. Слушать – тоже общаться. Как знакомиться. Выражение сочувствия, соболезнования и др. В затемненной комнате, при свече, ребята искренне отвечают друг другу на волнующие их вопросы.
В 9-м классе – новый виток знаний и умений в цикле “Искусство и техника общения”. Ребятам предстоит ответить на вопрос: “Есть ли техника общения?”, разобраться в основах бесконфликтности, поведенческой гибкости, поупражняться в искусстве договариваться – в дипломатии, научиться использовать наблюдения за непроизвольными телодвижениями людей для оценки степени достоверности передаваемой информации и эмоциональной реакции при ее восприятии, попробовать освоить анализ языка жестов, отражающих эмоциональную оценку человека.
В 10-м классе продолжаются занятия в цикле “Искусство и техника общения”. Ребята, работая в тренинге, изучают свои личностные особенности, сильные и слабые стороны характера, овладевают навыками высказывания и принятия обратных связей, исследуют процесс принятия решений группой и др. В цикле “Психология межличностных отношений” рассуждают о любви к себе и к людям, о секретах привлекательности, о том, как реагировать на мелочи жизни, о жизни без обид и т.д. Каждая тема здесь заканчивается психологическим практикумом.
В 11-м классе начинается курс занятий по психологии деловых отношений: принципы делового общения, стратегии поведения в условиях конфликта, психологические законы управления людьми, культура устной речи и телефонного разговора, зарубежный опыт делового общения и многое другое.
Завершает курс по психологии общения в 11-м классе цикл занятий “Личность и судьба”, где философски рассматриваются вопросы о счастье, мудрости в семейном общении.
В качестве основной формы проведения занятий по психологии я выбрала круг общения. В зависимости от обсуждаемой темы, на занятиях присутствует экспериментально-диагностический этап. С младшими детьми мы беседуем, играем, а вот в работе со старшими я особенно выделяю тренинг. Как показывает наш опыт, это наиболее эффективная форма проведения занятий. Ведь в тренинговой группе постоянно действует обратная связь, что позволяет участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт. Подросток может активно экспериментировать, используя различные стили общения; усваивать и отрабатывать совершенно иные, несвойственные ранее ему коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Кроме того, тренинговые занятия позволяют мне, ведущей группу, значительно глубже и всесторонне изучить личность участников, повлиять на отношения подростков и старшеклассников к миру в целом.
Имея в виду, что практическая игровая деятельность очень эффективна при усвоении разного рода психологических навыков и культурных норм поведения в обществе, я активно использую на занятиях игры. Играя, ребята имеют возможность пробовать и находить для себя наиболее приемлемые формы поведения в той или иной ситуации. В этом им помогает система обратной связи и экспертной оценки поведения, которая заложена в условиях игр, как один из важнейших принципов корректировки поведения.
В конце учебного года ребята в письмах мне делятся своими впечатлениями, соображениями по поводу того, чем были полезны занятия по психологии общения, что узнали нового, вносят свои пожелания и предложения. Думается, что это и есть мой результат работы, то, к чему я пришла, чего достигла вместе с детьми. Хочется привести строки из писем ребят: “Психология – это интересный и поучающий урок, который учит, как общаться хорошо с людьми и как вообще нужно себя вести в обществе и как приглашать гостей…”; “Я на ваших уроках стала вежливей и поправилась в поведении…”; “…Я благодарю вас за то, что вы научили нас правильно общаться друг с другом”; “На уроках, которые прошли у нас в течение года, я усвоила для себя много вещей: о правилах этикета, об отношениях с людьми, о себе. Работая с тестами, много думаю о себе. После уроков психологии у меня остаются впечатления, о которых можно поразмышлять дома…”; “…С помощью психологии наш класс стал дружнее и намного…”; “…На ваших уроках я узнал многие вещи о себе, о которых даже и не подозревал”; “…На психологии я узнаю внутренний мир человека, характер своих друзей, подруг и больше узнаю саму себя…”; “…На ваших уроках я отдыхаю и расслабляюсь. После такого урока, где посмеешься, поговоришь на актуальные темы и узнаешь что-нибудь новое и нужное, иду на другие уроки с хорошим настроением”; “…Каждый урок давал мне частицу нового мира. Эти уроки должны быть во всех школах”.
Ольга ХОБОТОВА,
психолог
Камень-на-Оби

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте