search
main
0

Психология наставничества: как мотивировать подростков к обучению?

Кто должен мотивировать подростков к обучению? Непростой вопрос. Мотивация к обучению не появляется сама по себе и также не исчезает. Это закономерный этап профессионального пути человека, связанный с общим становлением личности. Мотивацией можно управлять. Но кто должен мотивировать подростков к обучению? Педагог или подросток? А, может, они вместе? Так ли мал и неразумен подросток, чтобы не понимать ценность обучения, вклад обучения в будущее для того, чтобы педагоги, а не он сам, наставляли его?

Рассмотрим развитие мотивации в детском, подростковом и юношеском возрасте как часть трудового, профессионального пути личности.

Из теории ученого Хейвигхерста следует:

  • идентификация с работником закладывается у детей с 5 до 10 лет. Дети идентифицируют себя с работающими отцами и матерями, стремятся быть похожими на них, что становится частью их «Я–концепции». Именно в этом возрасте через механизмы идентификации с родителями закладываются основы мотивации к труду.
  • приобретение трудовых навыков, формирование трудолюбия происходит в детском, а затем в подростковом возрасте с 10 до 15 лет. Школьники учатся организовывать свое время и усилия для обучения в школе, выполнения домашних заданий, самостоятельной работы по дому.
  • становление профессиональной идентичности в возрастном диапазоне от 15 до 25 лет. Человек выбирает профессию и занимается подготовкой к ней, приобретает трудовой опыт, который, если он воспринимается с радостью, помогает сделать выбор начала профессиональной деятельности.

Как усилить мотивацию подростков к обучению?

Прежде всего, запомним: работать с подростками надо осторожно и бережно. Как бы странно ни звучали эти слова, ведь подростков часто воспринимают, как колючих, временами негативных, не согласных со взрослыми, пробивающих свою линию. Но они в душе хрупкие, нежные, добрые. Это внешняя бравада, часто чересчур выражение чувств, а то и защита от всего, что представляется им нападением. Между собой у подростков способ общения тоже зачастую агрессивен.

Такой вот непростой этап взросления, все люди в той или иной мере его проходили. Но этим поведением подростки шаг за шагом пробивают себе дорогу, каждый раз прося взрослых: остановите меня! Шаг: остановите – а если взрослые тушуются, молчат, то подростки делают следующий негативный шаг. Человек в этом возрасте хочет быть взрослым и одновременно боится этого. Они ругают родителей, что те строго ограничивают, держат «в ежовых рукавицах», заставляют соблюдать правила и делать «как надо». Подростки находятся в этих правилах, как в клетке, но одной ногой удерживаются в такой клетке, потому что подсознательно понимают, что вне ее бывает опасно.

Проведем диагностику мотивации у подростков

Надо определить, у подростка сейчас преобладает внутренняя или внешняя мотивация к обучению. Это даст нам возможность понять, он сам в состоянии себя мотивировать или при поддерживающем влиянии взрослого.

Когда подросток внутренне мотивирован, он подросток скажет: «Я учусь, потому что мне это интересно».

Если внешне положительно мотивирован, подросток скажет: «Я учусь для того, чтобы со мной начали дружить; мальчик/девочка обратил(а) на меня внимание» и так далее.

Если внешне отрицательно мотивирован, подросток скажет: «Если я не сделаю задание, меня накажут». Как правило, он говорит о людях, потому что осознание собственной ответственности, вины за происходящее у него пока слабо выражено.

Поскольку многие подростки не говорят, а делают, то по их действиям мы и сможем вычислить вид мотивации.

Можно ли изменить отношение к мотивации? Сравним мотивацию к обучению подростка (10-16 лет) и младшего школьника (7-9 лет)

Да, если действовать таким образом:

  • Путь – через ведущий вид деятельности подросткового возраста – общение.
  • Через актуализацию чувства взрослости и реакцию группирования подростка.
  • Через отношение к обучению через похвалу или порицание младшего школьника.

Вывод: подростки не бывают мотивированы сами по себе, либо это исключение из правил. Взрослые могут их мотивировать к обучению. Но! Бережно, экологично, непредвзято.

Описывая образ Я идеального педагога, способного мотивировать обучающихся, мало педагогу сказать себе, что он умеет слушать и слышать чаяния подростка (звучит правильно, но пассивно), добавьте – умею помогать, действовать (вы же такой и есть, это про активность). Еще лучше добавить – помогаю бережно, – несмотря на то, что сейчас это модное слово, оно реалистично и правильно. Подросткам подсказывать надо осторожно.

Образ педагога, к которому прислушается подростокэто старший друг,  строгий, честный, справедливый, отзывчивый.

Образ педагога, к которому прислушается младший школьникэто добрая мама, тетя, бабушка: добрая, заботливая, знающая.

Если сравнить умения, интеллект педагогов, то в разных возрастных периодах ребенком ценится педагог, имеющий такие особенности:

  • для подростка он компетентный,
  • для младшего школьника – знающий,
  • для юноши еще и высокоинтеллектуальный, с широким мировоззрением, талантливый.

Психологические рекомендации, техники, упражнения

Подростковый этап – это путь начинающегося взросления. Покажите подросткам, что относитесь к ним, как к начинающим взрослым. В разговоре, в общении с ними используйте технику «Я-высказывания», совмещая с этическими принципами доброжелательности и уважения к личности подростка.

Психологическая техника «Я-высказывания». Выражайте свое личное мнение, начиная фразу так: «Я думаю…», «Я полагаю…», «Наверное, можно сделать так…». Попробуйте освоить эту технику посредством перефразирования ряда неконструктивных утверждений в конструктивные. Для этого освойте упражнение «Конструктивный парафраз».

Скажите подростку вместо фразы «Ты сегодня в классе будешь дежурить» – «Буду рада,  когда с твоей помощью в классе будет чистота и порядок». Можно добавить, в зависимости от обстоятельств, если подростку нужна конкретизация: «…стулья будут расставлены по местам, окна закрыты, политы цветы…». Много не перечисляйте, достаточно 2-3-х фраз.

Другие примеры:

  • «Ты никогда не отвечаешь на «5»!» – «Ты так много знаешь, уверена, что «5» – твоя настоящая оценкам».
  • «Ты делаешь все, чтобы я рассердилась» – «Я начинаю сердиться».
  • «Ты почему ни о ком не думаешь?!» – «Важно, чтобы ты обращал внимание на чувства и состояния других людей».
  • «Ваш Александр – невоспитанный» – «Стараюсь его воспитывать».
  • «Вы должны ходить на родительские собрания» – «Мне будет приятно видеть вас на наших родительских собраниях».

Этические принципы доброжелательности, уважения к Личности взрослеющего, подрастающего человека заключаются:

В принятии подростка как Личности с большой буквы. Это означает уважительное и внимательное отношение к словам, поступкам, понимание источника проявления подростком разных чувств по отношению к другим: гнева, радости, печали и других.

Спросите себя: в случившемся только он виноват? А мы, взрослые, все ли сделали, чтобы этого не произошло? Что можно сделать совместными усилиями, чтобы исправить ситуацию? Какую роль в исправлении сыграет сам подросток? Ведь наша цель – не делать  за него работу над ошибками, а аккуратно приучать к самостоятельному решению проблем.

В поддержке его идей с обязательной аргументацией как их пользы, так и, может быть, вреда или негатива, если они имеются, то есть проявления честного отношения, честных высказываний о его предполагаемых действиях.

В поддержке начинаний подростка с одновременной (важнее сказать, своевременной) трансформацией, переводом их в социально принимаемые обществом поступки, действия, деятельность.

Например, подросток желает, чтобы в классе его все боялись и не нападали. Можно так организовать его быт, положение в структуре класса, чтобы он, к примеру, решил пойти в спортивную секцию. Ощущение себя сильным и смелым придаст уверенности в себе. Исчезнет желание пугать окружающих, подсознательно защищаясь от их нападок, часто надуманных им самим. У остальных обычно появляется уважение к спортивным достижениям подростка и исчезает желание померяться с ним силами (играть в силовые игры).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте