Левша – это звучит гордо
Жюль Верн “Двадцать тысяч лье под водой”
В художественной литературе людям с доминирующей левой рукой также уделено определенное место, причем не только таким “настоящим” левшам, как герой соответствующего произведения Лескова, но и амбидекстрам. К последним, судя по описанию, принадлежал один из трех мушкетеров – Атос, одинаково владеющий обеими руками.
В перечне наиболее известных, хотя не всегда достоверных, фактов о левшах встречаются такие:
– левши составляют 20% всех талантливых людей;
– среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин;
– левши чаще получают травмы и вообще живут меньше, чем правши;
– с левшами трудно фехтовать (боксировать, играть в теннис), при этом 40% золотых медалей в боксе выиграли левши;
– у них часто встречаются речевые нарушения.
Правши, как правило, относятся к левшам так, как большинство всегда относится к меньшинству. И почти всегда большинство старается загнать в прокрустово ложе меньшинство, дескать, не высовывайся. Из лучших побуждений, очевидно, целые армии педагогов старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой. В истории нет места сослагательному наклонению, но все-таки интересно: если бы их не переучивали, список Знаменитых Левшей (и вообще выдающихся людей) увеличился бы или уменьшился?
Использование левой или правой руки в качестве ведущей (так называемая “рукость”) является отражением мозговой организации психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые, что особенно опасно, могут проявляться не сразу, а через несколько лет.
Совет # 1. Если бабушка, соседка или воспитательница в детском саду, ссылаясь на собственный богатый опыт, настаивают на переучивании, порекомендуйте, с одной стороны, выполнять ребенку действия так, как ему все-таки удобнее, а с другой стороны, предложите давать ему игрушки, ложку попеременно в обе руки, развивая и правую, и левую.
Живущие в каждом веке считают свое время “просвещенным”. В наш просвещенный век, а точнее, за один только 1998 год, авторам приходилось встречаться с десятками детей 6-9 лет, которых из лучших побуждений уже успели переучить и которые теперь нуждались в серьезной коррекции. Поэтому в программе “психологического ликбеза педагогов”, все чаще встречающегося в рабочем плане школьного психолога, должен найти свое место и “урок по левшам”.
Причина самого наличия доминирующей руки окончательно не определена. Дороти Бишоп, более двадцати лет изучавшая особенности развития левшей, пришла к выводу, что в данной ситуации биологические и культурные факторы взаимодействуют. В своей работе “Право-леворукость и расстройства развития” (“Handedness and development disorder”, 1990) она приводит интересные данные, касающиеся рукости близнецов: у них она обычно совпадает. При несовпадении близнец-левша, как правило, рождается с меньшим весом и интеллектуально уступает в развитии своему праворукому ближайшему родственнику.
Совет # 2. Если в школе обучаются близнецы с разной рукостью, не следует ждать от них одинаковых успехов и не следует эти успехи сравнивать. Такого левшу лучше научить сравнивать себя с самим собой (“Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!”).
Учителю, по всей вероятности, не так важно уметь различать биологических и патологических левшей и вообще углубляться в дебри нейропсихологии. Однако примеры из упоминавшейся уже “Алисы в Зазеркалье” могут очень наглядно показать ему особенности пространственных представлений ученика-левши. Привычные проблемы ребенка-левши – стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении “лево”, “право”, иногда – “выше”, “ниже”.
Вместе с тем практически все дети-левши обладают огромным произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Во многих случаях они вынуждены достигать нужных результатов обходным путем, находя дополнительные внешние или внутренние средства. Например, “зеркальное” письмо – достаточно распространенное явление в начальной школе, а у левшей встречается особенно часто. Многие маленькие левши самостоятельно придумывают для себя своеобразные маркеры, помогающие запомнить направления написания букв и цифр.
Так, ученик 9 лет при письме фактически полностью не различал границы между словами, заменял нужные буквы зеркальными или противоположными по пространственному размещению (например, д-б, ш-т). Ребенок самостоятельно решил заучивать написание всех слов наизусть, а потом воспроизводил их по памяти. Таким образом, он в обход несостоятельности пространственного и фонетико-фонематического факторов, которые с запаздыванием формируются у левшей, сформировал свое письмо.
Другой леворукий ребенок, умевший читать уже в 5 лет, но не знавший последовательность букв в алфавите, искал нужные ему сведения в энциклопедии. Чтобы легче найти искомое, перед глазами он держал телефонную книжку с алфавитом.
Как видно из приведенных примеров, дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей формируются естественно. Подобный способ помогает получить необходимый эффект при работе над школьным (и иным) материалом, однако является достаточно затратным по количеству прилагаемых усилий.
Совет # 3. Учителю следует быть уверенным, что ученик-левша действительно усвоил новый материал. Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания (“у тебя часы на левой руке” или “хвостик у буквы “д” тянется вверх, то есть до неба” и т.д.).
У левши, в отличие от правши, не выстраивается стабильно тот психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет успешно функционировать в социуме. Поэтому, обучая левшу, следует максимально автоматизировать дополнительно как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Педагог при этом должен помнить, левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.
Совет # 4. Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Задача педагога – заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.
Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И.Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев, страх, низкий фон настроения, конформность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.
Левшам нелегко дается то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой. Внешне это может проявляться в характерных “застреваниях” в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. У детей-левшей также слабы динамические компоненты движений. Это особенно заметно при необходимости быстрых несинхронных действий обеих рук. Часто дети жалуются, что им “мешают” руки или ноги, если приходится выполнять сложное гимнастическое упражнение или танец.
Совет # 5. Дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопите его, если он не может делать сразу несколько дел.
Во время утренней зарядки, физкультпауз предлагайте упражнения, в которых были бы задействованы обе руки или ноги (например, имитация плавания “кролем”). Каждое упражнение должно быть предварительно отработано по отдельным составляющим движениям.
Плавание вообще очень полезно, а для левшей с их координационными особенностями – особенно. Помогают даже такие малозатратные виды упражнений, как глазодвигательные (слежение взглядом за двигающимся предметом или самостоятельно – влево, вправо, вверх, вниз и т.д.). По мере усвоения они могут выполняться в комплексе с движениями мышц языка: сначала язык и глаза двигаются в одну и ту же сторону, затем – в противоположные.
Для преодоления речевых затруднений с ребенком нужно больше разговаривать, обучая его самостоятельно подбирать нужные слова. Очень полезны такие хрестоматийные игры, как “Города” и “Балда”.
И в заключение снова об известных, но не обязательно достоверных фактах:
– леворукие мужчины японского и китайского происхождения имеют более высокий интеллект, чем праворукие, тогда как женщины имеют обратную тенденцию (Sanders et al., 1982, цитата по К.Торшиной);
– при изучении влияния домашних животных на воспитание детей, проводимом российскими и французскими учеными, одним из авторов данной статьи был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.
Литература
1. Бишоп Д.В.М. Право-леворукость с расстройствами развития (реферат по книге К.А.Торшиной)// Школа здоровья # 2, 1995.
2. Макарьев И. Если ваш ребенок – левша. -С.-Пб., 1995.
3. Ступницкая М.А., Родионов В.А. Не лишайте прав левшу. – М., 1997.
4. Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Методические рекомендации для педагогов и родителей. – М., 1998.
Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук, директор психологического центра при негосударственной школе “Премьер”, амбидекстр;
Анна СЕМЕНОВИЧ,
кандидат психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии НИИ “Столичное образование”, правша
Комментарии