Мой мастер-класс на II Съезде учителей был завершающим в группе, работа которой рассматривала фундаментальное понятие «ошибка». Вместе с коллегами мы работали над памяткой, поясняющей, как обнаружить ошибку, как снизить вероятность ее возникновения. Именно поэтому я решил уделить внимание психологическому феномену, который в ряде случаев может стать причиной ошибки.
Я использую определение: «Ошибка – это несоответствие между объектом или явлением, принятым за эталон, и объектом или явлением, сопоставленным первому». Причем речь идет как о материальных объектах, так и о действиях, которые могли бы привести к желаемому результату, или о решении задачи. Здесь я предлагаю читателю подумать над следующей задачей: что должно быть на месте вопросительного знака в последовательности «А ? С». Чаще всего звучит ответ «В», но иногда мне предлагают поставить туда знак «+». К этому мы еще вернемся.Если проанализировать то, как мы решаем эту задачу, станет очевидно, что в первую очередь мы ориентируемся на прошлый опыт и на контекст, в котором дана задача. Иными словами, мы готовы к определенной активности, связанной с ее решением. В общей психологии состояние готовности к определенной активности называется установкой. Именно этому феномену посвящен мой мастер-класс.Существует множество примеров этого состояния, но особенно заметным оно становится в тех случаях, когда приводит к ошибке. Например, мы можем по привычке искать выключатель там, где его нет, или, глубоко задумавшись, сесть не на тот автобус или поезд метро.В то же время установка может влиять не только на конкретные действия, но и на то, как мы воспринимаем других людей. И в этом случае мы говорим о феномене установки, изучаемом в русле социальной психологии.Приведу пример: в условиях современного мегаполиса у нас есть очень мало времени для того, чтобы составить мнение о незнакомце. Мы пользуемся установками для повышения эффективности взаимодействия с людьми, которых не знаем, и ориентируемся в первую очередь на их внешний вид.Для того чтобы изучить влияние установок на поведение прохожих, мы с коллегами провели социально-психологический эксперимент. Суть его заключалась в следующем: девушка (наша ассистентка) пыталась подняться по лестнице подземного перехода с тяжелой дорожной сумкой. Что происходило в этом случае? Прохожие ей помогали. Особенность эксперимента состояла в том, что девушка была по-разному одета. Мы использовали следующие комплекты одежды: первый – джинсы и свитер, второй – короткое черное платье с красным поясом, третий – джинсы, футболка с изображением рок-группы и кожаная куртка-косуха.Мы измерили время, которое понадобилось нашей ассистентке в каждом из комплектов одежды, чтобы получить помощь от десяти случайных прохожих. Читатели сейчас могут сделать предположение о том, какой образ был наиболее популярным, а какой – наименее. Наша исследовательская гипотеза состояла в том, что девушке в третьем комплекте одежды понадобится больше всего времени, а во втором – меньше всего.Первая часть эксперимента заняла 38 минут, а вторая – 23 минуты, что соответствовало нашим ожиданиям. В третьей части для получения помощи от десяти человек нашей ассистентке понадобилось 22 минуты. Сначала мы были удивлены такими результатами (сработали наши установки), но потом пришли к новым гипотезам: возможно, созданный нами в третьем подходе образ был заметным, но не отталкивающим для прохожих. Именно поэтому существенной разницы во времени проведения второй и третьей частей эксперимента обнаружено не было.Мы рассмотрели пример того, как установки могут влиять на восприятие нами другого человека. Теперь я хочу привести другой пример и рассказать об экспериментах Роберта Розенталя и об открытом им эффекте, который был назван эффектом Пигмалиона.Суть эксперимента заключалась в следующем: группа психологов измерила уровень интеллекта у группы школьников, а затем сообщила их учителям, что у некоторых ребят в ближайшем будущем произойдет скачок развития. Педагогам был также предоставлен список тех детей, у которых этот скачок произойдет. Спустя год психологи вновь вернулись в школу и повторили измерение интеллекта, а результаты подгрупп учащихся сравнили между собой. Как вы уже догадались, скачок развития действительно произошел у тех детей, чьи имена и фамилии оказались в том самом списке.Особенность эксперимента состояла в том, что в список потенциально успешных учащихся дети были отобраны случайно. По-видимому, изменившееся отношение педагогов позитивно сказалось на динамике их развития.Здесь речь идет о педагогической установке, то есть об устойчивом способе реагирования на ребенка, стереотипе восприятия и эмоционального отношения к нему учителей или родителей. Такая установка может быть как позитивной («прилежный ученик», «гимназический класс»), так и негативной («трудный ребенок», «класс бездельников»). Соответственно наличие такой установки может как способствовать развитию детей, так и мешать ему. И цена ошибки в этом случае может быть очень высока. В рамках мастер-класса мы рассмотрели феномен установки с позиций общей, социальной и педагогической психологии. Напомню, что вместе с коллегами мы работали над созданием памятки. Как психолог я говорил о том, как снизить вероятность возникновения ошибки. Поэтому добавлю в нее два пункта. Во-первых, рассматривать любую ситуацию стоит с учетом различных точек зрения и, таким образом, рассмотреть максимально возможное число контекстов. Как мы уже убедились, от этого может зависеть то, насколько хорошо мы понимаем ситуацию, и, следовательно, насколько эффективно можем с ней работать. Во-вторых, относиться к родителям и детям следует с позиции позитивной установки. В этом случае мы сможем добиться позитивных результатов. Иногда в рамках практической деятельности возникают ситуации, рассмотреть которые бывает сложно, а наш опыт может вступать в противоречие с тем, что мы имеем сейчас. Иными словами, ситуация является сложной и на первый взгляд непонятной. Перед нами возникает большой знак вопроса, на место которого мы сами должны что-то поставить, как в той задаче, с которой мастер-класс начался. Как психолог я рекомендую в этом случае ставить на место знака вопроса знак плюс. Михаил КОНДРАТЬЕВ, педагог-психолог школы №1241, лауреат конкурса «Учитель года Москвы» в номинации «Педагогический дебют»
Комментарии