Известно, что здоровье детей напрямую зависит от состояния здоровья тех, кто их воспитывает. Одно из направлений в работе педагога-психолога – гармонизация эмоциональной сферы педагогов. Занятие «Психологическая диета» – часть работы в данном направлении. Использование беседы, упражнений, ассоциаций, творческих заданий помогает не только снять эмоциональное напряжение, но и способствует осознанию причин эмоционального дискомфорта. Основной смысл занятия, в том, что, только познав себя, человек сможет себя изменить. Задания подобраны так, чтобы участники постепенно погружались в исследование собственной эмоциональной сферы.
Заинтересовать темой занятия и активизировать педагогов. .
Цель: Познакомить педагогов с особенностями «психологической диеты», мотивировать на использование полученных знаний для сохранения здоровья, способствовать снятию эмоционального напряжения.
Оборудование: книга Литвак М.Е., карта-схема «Выбери свой путь», плакаты «На цыпочках долго не простоишь», «Хочешь быть счастливым – будь», тяжелый мешочек, пакет с перцем, календарь «Психологическая диета», музыкальное сопровождение.
Сценарий занятия
Звучит легкая музыка, педагоги проходят в комнату и занимают места. Педагог-психолог встречает и приветствует каждого (говорит комплименты).
Введение в проблему
Цель: Заинтересовать темой занятия и активизировать педагогов.
Педагог-психолог читает стихотворение:
Хороши мои дела:
Всё сумела, всё смогла!
И конспект я написала,
Книгу эту прочитала,
И осталось мне чуть-чуть –
Объяснить, в чем дела суть.
Только важен мне ответ:
Нужно это вам, иль нет,
Вы хотите знать про это:
Что такое психологическая диета?
Иль немного поскучаем,
Новости пообсуждаем,
Разойдемся по делам,
Иль хотите знать про это:
Ответы педагогов. Можно задать наводящий вопрос: зачем вам знать про психологическую диету?
Разминка
Педагог-психолог предлагает вспомнить об эмоциях, чувствах, переживаниях. Перекидывая мячик, педагоги называют сначала все положительные эмоции (радость, восторг, симпатия…). Затем отрицательные (гнев, страх, презрение…). Затем нейтральные (покой, грусть…).
Игра «Капуста»
Инструкция. В жизни человека сопровождают разные эмоции. Давайте узнаем, почему они появляются. Найдите себе пару. Спросите у собеседника, какое у него настроение. Следующий вопрос задайте, используя предыдущий ответ и слово «почему».
Например: Какое чаще всего настроение у вас бывает? (Ответ: тревожное).
А почему вам тревожно? (Не успел сделать дела).
А почему не успели сделать дела? (Было много дел).
А почему много было дел? (Так хотел).
А почему так хотели? (Всегда много хочу).
А почему много хотите? (Привык).
И так далее пока у собеседника не закончатся ответы.
Тот, кто задавал вопросы, вспоминает первый ответ и последний. Затем пары меняются местами.
Рефлексия. Помогла ли вам эта игра выяснить, почему у вас появляются те или другие эмоции и чувства?
Основная часть
Беседа
Сегодня мы сравним эмоции с продуктами, такими как хлеб, йогурт, конфеты, сыр и т.д. Но хлеб делают на хлебозаводе, колбасу – в колбасном цехе, конфеты – на конфетной фабрике. И за качество этих продуктов спрашивают с производителей. А кто отвечает за качество наших эмоций? (Сам человек).
Для поддержания оптимистического отношения к жизни, нам необходим баланс между отрицательными, положительными и нейтральными эмоциями. Какое, на ваш взгляд, должно быть процентное соотношение? (Высказывания педагогов).
Психологами доказано, что «психологическая диета» должна быть такой:
60% – нейтральные эмоции;
35% – положительные;
5% – отрицательные.
Разные перегибы в диете приводят к разным последствиям.
Что будет, если будут в диете преобладать положительные эмоции? (Люди беспечны, невнимательны к проблемам других, не готовы к трудностям).
А если чрезмерно много нейтральных эмоций? (Теряется вкус к жизни, человек неинтересен сам себе и другим).
А если много отрицательных эмоций? (Ничего не радует, можно заболеть).
Работа с плакатом
Педагог-психолог предлагает посмотреть на плакат «Выбери свой путь». Один путь ведет к «Замку Здоровья», другой к «Хижине Болезни».
Педагоги делятся своими ассоциациями, что они заметили на плакате.
Наводящий вопрос: как вы думаете, по какому пути идти легче?
Рефлексия. Всегда ли человек понимает, куда он идет? Что мешает ему понять? Почему трудно сделать выбор?
Упражнение «Эксперимент»
Педагог-психолог предлагает оценить вес мешка, в который «положили» отрицательные эмоции, чувства. Участники сами могут назвать, что лежит в тяжелом мешке.
Поднимая по очереди мешок, педагоги делятся своими впечатлениями. Можно задавать наводящие вопросы: как с таким весом начинать новое дело? Воспитывать ребенка? Общаться с друзьями?
– Что же делать с этим мешком? (Ответы педагогов).
Вывод: отрицательных эмоций должно быть не больше, чем перца в этой пачке (педагог-психолог показывает небольшую пачку с черным молотым перцем).
Заключительная часть
Педагог-психолог предлагает сочинить продолжение стихотворения:
Не копи обиды впрок
Не клади ты их в мешок…
На память о занятии психолог дарит участникам календари с пожеланием:
– Так хочется, что бы вы соблюдали «психологическую диету». Чтобы у вас не более 18 дней (5%) в году были отрицательные эмоции, не менее 126 дней (35%) – положительные эмоции, и где-то 229 дней (65%) – нейтральные эмоции, когда нам становится немного скучно, и мы ищем, что нас удивит и заинтересует. Успехов вам в поиске новых увлечений и интересов!
Список литературы
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Академия, 1997 г.
Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Феникс, 2002 г.
Татьяна Евсеева, педагог-психолог Змеиногорского детского сада «Огонёк» Алтайского края, участница XIII конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии