search
main
0

Психологическая диета. Занятие для педагогов дошкольного образовательного учреждения

Известно, что здоровье детей напрямую зависит от состояния здоровья тех, кто их воспитывает. Одно из направлений в работе педагога-психолога – гармонизация эмоциональной сферы педагогов. Занятие «Психологическая диета» – часть работы в данном направлении. Использование беседы, упражнений, ассоциаций, творческих заданий помогает не только снять эмоциональное напряжение, но и способствует осознанию причин эмоционального дискомфорта. Основной смысл занятия, в том, что, только познав себя, человек сможет себя изменить. Задания подобраны так, чтобы участники постепенно погружались в исследование собственной эмоциональной сферы.

Заинтересовать темой занятия и активизировать педагогов.                   .

Цель: Познакомить педагогов с особенностями «психологической диеты», мотивировать на использование полученных знаний для сохранения здоровья, способствовать снятию эмоционального напряжения.

Оборудование: книга Литвак М.Е., карта-схема «Выбери свой путь», плакаты «На цыпочках долго не простоишь», «Хочешь быть счастливым – будь», тяжелый мешочек, пакет с перцем, календарь «Психологическая диета», музыкальное сопровождение.

Сценарий занятия

Звучит легкая музыка, педагоги проходят в комнату и занимают места. Педагог-психолог встречает и приветствует каждого (говорит комплименты).

Введение в проблему

Цель: Заинтересовать темой занятия и активизировать педагогов.

Педагог-психолог читает стихотворение:

Хороши мои дела:

Всё сумела, всё смогла!

И конспект я написала,

Книгу эту прочитала,

И осталось мне чуть-чуть –

Объяснить, в чем дела суть.

Только важен мне ответ:

Нужно это вам, иль нет,

Вы хотите знать про это:

Что такое психологическая диета?

Иль немного поскучаем,

Новости пообсуждаем,

Разойдемся по делам,

Иль хотите знать про это:

Ответы педагогов. Можно задать наводящий вопрос: зачем вам знать про психологическую диету?

Разминка

Педагог-психолог предлагает вспомнить об эмоциях, чувствах, переживаниях. Перекидывая мячик, педагоги называют сначала все положительные эмоции (радость, восторг, симпатия…). Затем отрицательные (гнев, страх, презрение…). Затем нейтральные (покой, грусть…).

Игра «Капуста»

Инструкция. В жизни человека сопровождают разные эмоции. Давайте узнаем, почему они появляются. Найдите себе пару. Спросите у собеседника, какое у него настроение. Следующий вопрос задайте, используя предыдущий ответ и слово «почему».

Например: Какое чаще всего настроение у вас бывает? (Ответ: тревожное).

А почему вам тревожно? (Не успел сделать дела).

А почему не успели сделать дела? (Было много дел).

А почему много было дел? (Так хотел).

А почему так хотели? (Всегда много хочу).

А почему много хотите? (Привык).

И так далее пока у собеседника не закончатся ответы.

Тот, кто задавал вопросы, вспоминает первый ответ и последний. Затем пары меняются местами.

Рефлексия. Помогла ли вам эта игра выяснить, почему у вас появляются те или другие эмоции и чувства?

Основная часть

Беседа

Сегодня мы сравним эмоции с продуктами, такими как хлеб, йогурт, конфеты, сыр и т.д. Но хлеб делают на хлебозаводе, колбасу – в колбасном цехе, конфеты – на конфетной фабрике. И за качество этих продуктов спрашивают с производителей. А кто отвечает за качество наших эмоций? (Сам человек).

Для поддержания оптимистического отношения к жизни, нам необходим баланс между отрицательными, положительными и нейтральными эмоциями. Какое, на ваш взгляд, должно быть процентное соотношение? (Высказывания педагогов).

Психологами доказано, что «психологическая диета» должна быть такой:

60% – нейтральные эмоции;

35% – положительные;

5% – отрицательные.

Разные перегибы в диете приводят к разным последствиям.

Что будет, если будут в диете преобладать положительные эмоции? (Люди беспечны, невнимательны к проблемам других, не готовы к трудностям).

А если чрезмерно много нейтральных эмоций? (Теряется вкус к жизни, человек неинтересен сам себе и другим).

А если много отрицательных эмоций? (Ничего не радует, можно заболеть).

Работа с плакатом

Педагог-психолог предлагает посмотреть на плакат «Выбери свой путь». Один путь ведет к «Замку Здоровья», другой к «Хижине Болезни».

Педагоги делятся своими ассоциациями, что они заметили на плакате.

Наводящий вопрос: как вы думаете, по какому пути идти легче?

Рефлексия. Всегда ли человек понимает, куда он идет? Что мешает ему понять? Почему трудно сделать выбор?

Упражнение «Эксперимент»

Педагог-психолог предлагает оценить вес мешка, в который «положили» отрицательные эмоции, чувства. Участники сами могут назвать, что лежит в тяжелом мешке.

Поднимая по очереди мешок, педагоги делятся своими впечатлениями. Можно задавать наводящие вопросы: как с таким весом начинать новое дело? Воспитывать ребенка? Общаться с друзьями?

– Что же делать с этим мешком? (Ответы педагогов).

Вывод: отрицательных эмоций должно быть не больше, чем перца в этой пачке (педагог-психолог показывает небольшую пачку с черным молотым перцем).

Заключительная часть

Педагог-психолог предлагает сочинить продолжение стихотворения:

Не копи обиды впрок

Не клади ты их в мешок…

На память о занятии психолог дарит участникам календари с пожеланием:

– Так хочется, что бы вы соблюдали «психологическую диету». Чтобы у вас не более 18 дней (5%) в году были отрицательные эмоции, не менее 126 дней (35%) – положительные эмоции, и где-то 229 дней (65%) – нейтральные эмоции, когда нам становится немного скучно, и мы ищем, что нас удивит и заинтересует. Успехов вам в поиске новых увлечений и интересов!

Список литературы

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Академия, 1997 г.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Феникс, 2002 г.

Татьяна Евсеева, педагог-психолог Змеиногорского детского сада «Огонёк» Алтайского края, участница XIII конкурса методических разработок «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте