В Московском педагогическом государственном университете состоялась Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция «Феноменология развития и бытия личности», посвященная 30‑летию кафедры психологии развития личности и 25‑летию журнала «Развитие личности». И кафедра, и журнал основаны и развиваются под руководством заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО, доктора психологических наук, профессора, научного руководителя кафедры психологии развития личности МПГУ Валерии Сергеевны МУХИНОЙ, основателя научной школы «Феноменология развития и бытия личности».
«Кафедра психологии развития личности МПГУ – лидер психолого-педагогических исследований, результаты которых являются базой для отечественной психологической науки и практики», «Валерия Сергеевна, вы настоящий капитан, с которым люди готовы идти до конца», «Все, кто учился и защищался у Валерии Мухиной, являются носителями идей и традиций школы «Феноменология развития и бытия личности».Это все цитаты из приветственных слов реальных и виртуальных участников юбилейной конференции. Их было в дни работы конференции много и из разных уголков земного шара – из Анголы, Эстонии, США, Беларуси, Китая, Болгарии. Еще богаче география научных учеников Валерии Сергеевны. Она выпустила 20 докторов и 70 кандидатов наук, которые работают по всей России и за рубежом. Как заметила одна из выступавших, профессор кафедры психологии развития Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина Ирина Валитова, у Валерии Мухиной уже немало и «научных внуков» – ученых, которых выпустили уже ее ученики.Кафедра психологии развития была основана на факультете педагогики и психологии МПГУ в 1988 году. Она готовит профессионалов для работы в университетах и научно-исследовательских институтах, в психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, в организациях, заинтересованных в психологическом сопровождении и развитии личности. Кафедра развивается в рамках научной школы Валерии Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».«У меня в учениках было три министра областей, я этим горжусь, Иркутская область, Краснодарский край, Красноярский. Три министра и один колдун», – и в шутку, и всерьез говорит Валерия Сергеевна, тепло вспоминая об одном из своих аспирантов из Бенина. Вообще ее ответное слово больше походило на россыпи мудрости. Мудрости потрясающе интересного человека и настоящего ученого. В аудитории было немало студентов разных курсов, все внимали каждому ее слову, кто не поместился, слушал в коридоре через открытые двери.- Никогда не останавливайтесь. В любой профессии. Кто-то не захочет быть психологом, ориентирует себя на творчество, на другую деятельность, на здоровье, только найдите себя! – обращается она к нынешним студентам.А вспоминая своих африканских аспирантов, рассказывает о колоссальном личном опыте общения с представителями другой ментальности: «В каждой ментальности своя норма. Куда ни приедешь, всюду своя норма. Надо это всякий раз стараться принять, потому что не нашего ума дело – обсуждать и не принимать. Если ты ученый, если ты живешь в мире людей, надо все принять и научиться общаться в другой культуре. А не говорить: «У нас так не принято». Это вообще неправильно. Это значит, что мы еще недостаточно развиты».Вообще, по словам Валерии Сергеевны, ученому необходимо общаться со всем миром, не замыкаться только в своей науке, а психологу – быть внимательным, ловить каждое слово того, с кем работаешь. Масштаб исследований, проведенных ученым и ее коллегами, а также приложения результатов этих исследований на практике впечатляют! Валерия Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от землетрясения в Спитаке (Армения), руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, работала с детьми, пережившими теракты в Буденновске и Беслане. Под руководством Валерии Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах России и за ее пределами.Предмет изучения и школы «Феноменология развития и бытия личности», и кафедры-юбиляра – личность как социальная единица и как уникальная личность. Ее развитие, ее бытие, ее внутреннюю позицию определяют такие реалии, как предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социально-нормативное пространство.За годы исследований было сделано много разных изобретений, говорит доктор психологических наук. Среди них зеркало рефлексии для маленьких детей. Его использовали для эксперимента, снимая фильм о развитии детской личности. Рассказывая о том, когда дети начинают лгать, как изощренно они это делают, как их вывести на чистую воду и как объяснить, что это плохо, Валерия Сергеевна произносит фразу, не поверить в которую, слушая этого ученого, невозможно: «Взрослые, которые психологией занимаются, все видят, почти все, все видит Господь Бог, а мы – почти все».
Комментарии