Одним из приоритетов политики Правительства Москвы в сфере образования стало развитие инклюзивного образования.
В подпрограмме «Дошкольное образование» программы «Столичное образование» на период 2012-2016 гг. поставлены задачи по обеспечению доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: «Создание специальных условий обучения (воспитания) для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных государственных образовательных учреждениях (специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности)».Сегодня в школе №1005 «Алые паруса» создана и работает модель психолого-социально-педагогической службы в преемственности дошкольного и школьного образования. В 2012 году произошла реорганизация, к Центру развития ребенка присоединились школа и два детских сада. По данным исследования за период 2008-2012 гг. выявлено, что количество обращений родителей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, из года в год растет. Достаточно часто дети с ОВЗ приходят в детский сад с богатым негативным опытом, с потерей доверия. До включения таких детей в группу сверстников необходимы длительная индивидуальная подготовительная работа и поддержка семьи, только потом таких детей постепенно можно включать в их индивидуальном темпе в группу нормально развивающихся сверстников.Для обеспечения сопровождения всех участников образовательного процесса, социальной адаптации и реабилитации нуждающихся воспитанников и обучающихся в нашей образовательной организации и была создана психолого-социально-педагогическая служба.В нее вошли педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги.Цели психолого-педагогического сопровождения: Раннее выявление отклонений в развитии детей. Своевременная коррекционно-развивающая работа с детьми. Определение оптимального индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Развитие индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей. Непрерывное последовательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи на всех этапах его развития. Сопровождение всех участников образовательного процесса.Дети с родителями начинают посещать нашу образовательную организацию с 1 года жизни ребенка. Они получают консультационную помощь и рекомендации у специалистов по проблемам развития и воспитания ребенка, по созданию предметно-развивающей среды дома в рамках совместных приемов (ранее в рамках консультативного пункта). На этом этапе начинается сопровождение семей, выявление отклонений и наблюдение за динамикой развития детей. Родителям дают рекомендации по различным вопросам, при необходимости семьи обеспечивают технологиями и методиками самостоятельной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.С 2 лет у детей появляется возможность начать адаптацию и социализацию, посещая группу кратковременного пребывания около 3 часов в день несколько раз в неделю.С 3 лет у детей уже есть возможность переходить в дошкольные группы, где в первой половине дня они осваивают основную образовательную программу, а во второй половине дня – программу дополнительного образования по выбору родителей (законных представителей).С подготовительной группы с детьми начинает заниматься учитель по подготовке к школе. Большая часть детей подготовительной группы в перспективе становится 1-м классом у этого учителя.Психолого-педагогическое сопровождение выстроено с раннего возраста до окончания школы. Психолого-социально-педагогическая служба стала общим ресурсом образовательной организации. Специалисты работают на своих рабочих местах в своих структурных подразделениях, но при необходимости есть возможность использовать их работу как общий ресурс (например, при проведении мониторингов, сопровождении детей с ОВЗ во время образовательного процесса).За 10 лет (2004-2014 гг.) существования нашего образовательного учреждения была проведена серьезная работа по пропаганде логопедических знаний и повышению компетентности родителей в области речевого развития детей дошкольного возраста. С 2012 года учителя-логопеды начали уделять должное внимание и детям раннего возраста, было установлено кураторство в группах. Это нововведение получило массовый положительный отклик у родителей и позволило выявлять отклонения в речевом развитии у детей на ранних этапах и избежать серьезных задержек развития речи в более старшем возрасте.Другой не менее важной формой работы стал детско-родительский клуб «Мы вместе», организованный на базе нашей образовательной организации. За 4 года (2008-2012 гг.) существования этого клуба была проведена серьезная работа по пропаганде психолого-педагогических знаний и повышению компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей дошкольного возраста.В 2012 году по запросу родителей наряду с взрослой группой мы стали проводить и детскую группу, что позволило оказывать содействие социализации детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Увеличение количества членов клуба и тематических запросов родителей привело в 2014 году к открытию школьного отделения клуба. В школе работает психолого-медико-педагогический консилиум в 4 рабочих группах в каждом дошкольном и школьном отделении. На запланированных встречах специалисты принимают коллегиальные решения по индивидуальным образовательным маршрутам детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности.Ежемесячно проводятся методические объединения, на которых все специалисты службы делятся профессиональным опытом, полученными знаниями, обсуждают трудности в работе, планируют предстоящие мероприятия, курсы повышения квалификации, узнают об изменениях, новостях и потенциальных возможностях. Обязательным элементом стала объединяющая игра с элементами тренинговой работы, что вносит в атмосферу взаимодействия доверие, взаимоуважение, расширяет профессиональные границы и снимает напряжение.В школе ежемесячно проходит совет профилактики, на котором разбирают случаи нарушений правил поведения обучающихся, обсуждают динамику успеваемости детей, имеющих трудности в обучении. Работа совета профилактики направлена на воспитание законопослушного поведения и формирование навыков здорового образа жизни обучающихся. Организованы супервизионные группы для педагогов-психологов и учителей-логопедов, на которых по необходимости обсуждают сложные кейсы работы с детьми, принимают коллегиальные решения, у специалистов есть возможность получить поддержку и участие друг друга. Педагоги-психологи принимают активное участие в работе конфликтной комиссии, в формировании групп/классов, в подборе «воспитательных пар», педагогических кадров.Для педагогов и учителей организована обширная просветительская работа, повышающая психолого-педагогические компетенции и стрессоустойчивость. Большое внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяют консультированию и информированию всех участников образовательного процесса.Такая модель организации работы позволяет осуществлять непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей от 1 до 17 лет и их семей, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом личностных и поведенческих особенностей детей, способствует социализации, включению детей, имеющих особые образовательные потребности, в среду нормально развивающихся сверстников. Согласованность и единое смысловое понимание – залог эффективного совместного результата в команде единомышленников.Анастасия КРЮКОВА, координатор психолого-социально-педагогической службы комплекса №1005 «Алые паруса»
Комментарии