Кашу маслом не испортишь
Что делать, если в классе заикающийся ребенок?
Pаботая в средней школе и ведя частную практику, я постоянно сталкиваюсь с детьми, страдающими различными дефектами речи. Сейчас это стало одной из самых распространенных проблем, с которыми родители обращаются не столько к логопедам, сколько к детским и подростковым психологам. Логопеды обучают правильному произношению звуков и слов, постановке ударений в предложениях и выразительной речи. Психологи подходят к данной проблеме намного шире, они устраняют не только сам дефект речи, но еще помогают справиться с сопутствующими проблемами – робостью, нерешительностью, неуверенностью в собственных силах и знаниях у ребенка. Недавно в своей практике я наблюдала один интересный случай. Ко мне обратилась за помощью мама 12-летнего Сережи, отстающего подростка, с просьбой помочь сыну повысить интерес к урокам. Он сильно заикался, не имел друзей из среды сверстников, был озлоблен и нерешителен, в школе отставал практически по всем предметам. После длительных бесед с мальчиком выяснилось, что у Сережи были большие художественные способности, он хорошо рисовал, сочинял рассказы. В детстве он был левшой, которого родители, а затем и педагоги средней школы умышленно переучили. Подобная травма сильно сказалась на его психике. Сережа стал заторможен, долго обдумывал каждое действие. Впервые он начал заикаться в возрасте 2 лет, после поступления в школу этот симптом усилился. Что тут можно сказать? Только одно – родители, не губите своих детей. Чтобы помочь такому подростку, нужно потратить не один месяц. Не питайте зря пустых иллюзий, что это все пройдет. Не ссылайтесь на переходный возраст. Лучше, не откладывая, обратиться за помощью к специалисту. Не ждите того времени, когда к заиканию прибавятся другие комплексы проблем воспитания и общения. Хочу сразу отметить, что после 3 лет постоянного заикания, при условии его последующего излечения, оно периодически будет возвращаться. Стрессы и нервные перегрузки будут особенно сильно, негативно сказываться в будущем на таких людях. Потому я не устаю повторять родителям и учителям: будьте предельно внимательны к детям, наблюдайте за ними, слушайте их.
Заикание в большинстве случаев – наследственное заболевание. Если один из родителей страдает дефектами речи, с вероятностью в 40% его ребенок тоже будет ими страдать. Но прежде следует знать, что сигнализирует о предрасположенности к заиканию. Еще в начале ХХ века С. Ортон высказал предположение, что на речь влияет слаженность работы полушарий головного мозга. Заикание – это “конкуренция” между полушариями в борьбе за контроль над речью. Чаще всего это означает отставание в развитии левого полушария мозга. Традиционная наука считает, что Человек Разумный появился только благодаря развитию левого полушария и всех связанных с ним проявлений – абстрактного мышления, речи, письма и т.д. Но из этого не стоит делать вывод о том, что функции правого полушария постепенно отмирают. До сих пор рождаются дети, чьи способности отличаются от традиционных. Это наши левши или просто дети, у которых больше развита левая половина тела. Они больше чувствуют, чем мыслят, опираются на интуицию больше, чем логику жизни. Как же выяснить, к чему предрасположен ваш ребенок?
С самого раннего детства и в начальной школе следует обратить внимание на то, какой рукой, ногой и глазом ребенок лучше владеет. На этом этапе главным девизом родителей и учителей должно быть: “Наблюдать, наблюдать и еще раз наблюдать”. Здесь встает вопрос о необходимости знаний практической психологии учителями начальных классов. Выявив у ребенка предрасположенность к левшеству, приготовьтесь посвятить ему много времени. Он потребует к себе максимум любви, внимания, понимания и заботы. Эти дети склонны к художественному творчеству, рисованию. Не лишайте, а поддерживайте его в этом. Чтобы предвосхитить отставания в математике и других точных науках, постепенно наглядно объясняйте ее. Главное при этом не ругать ребенка, не говорить: “Какой ты бестолковый, что ничего не понимаешь!” Следует помнить, что такому ребенку трудно даются аналитические задания, ему нужно дать время для обдумывания. Ранимость такого ребенка повышена сверх нормы. Заикание нередко связано с энурезом, затягивающимся до первых классов школы. Это первый сигнал сильного стресса и нервного перенапряжения. Меня поистине удивляют те учителя, которые считают виноватыми в этом самих детей. Почти каждый шестой ребенок страдает этим. Криком и категоричными высказываниями делу не поможешь. По моим собственным исследованиям, все дети, страдающие заиканием и энурезом в школе, – результат семейных неурядиц и конфликтов. Поэтому часто бывает бесполезно лечить одного ребенка, подчас требуется семейная терапия.
Что делать, если в ваш класс поступил заикающийся ребенок?
Главная тактика поведения учителя – поощрение и понимание. Следует объяснить ребенку, что заикание – не такой уж страшный дефект, и он никак не скажется на оценках. В доброжелательной форме просите его прочесть вслух на уроках задания к задачам, акцентируя внимание на правильных ударениях и тональности речи. Можно вызвать заикающегося ребенка на индивидуальные беседы с тем, чтобы объяснить основные правила речи. А именно: говорить всегда на выдохе, прежде подумать, чем сказать, выдерживать паузу, говорить в спокойном темпе, в разговоре смотреть на собеседника. Задача учителя – научить такого ребенка быть решительным, не бояться неудач, дать ему возможность почувствовать, что он добьется всего, что задумает. Самым сложным, по результатам моей практики, является для заикающегося ребенка смотреть в глаза говорящему и при этом отвечать на вопросы. Задача учителя – построить и попытаться отработать с ребенком простейшие диалоги типа: Здравствуй. – Здравствуй. – Как твои дела? – Хорошо. – Как учишься? – Неплохо. – Чем увлекаешься? – Спортом. – Каким видом? – Плаванием. Отрабатывая навыки общения, не стоит забывать, что само общение начинается с готовности к нему. Ребенок должен подсознательно быть готов к общению, хотеть его. Однажды испугавшись неадекватной реакции на свои действия или слова, его заикание будет связано с громкими окриками, бранью, угрозами. Поэтому в свете этого представляется важным снять комплекс видения “врага” во всех окружающих людях. В своей практике я часто обучаю заикающихся детей неречевым формам общения. Например, не говорить “Нет”, а просто махнуть рукой или сморщить нос, “кислой улыбкой” выразить свое состояние “фифти-фифти” и т.д. Это помогает держать паузу, не вызывая дискомфорта у себя и окружающих, в процессе этого восстановить психическое равновесие и подготовиться к общению. Редко в каких средних школах сейчас преподают музыку и пение. Хотя петь очень полезно. Это тренирует легкие и голосовые связки. Как тут не сказать о положительном влиянии смотра строя и песни, проводившегося еще 6-7 лет назад. До недавних пор во многих школах большой популярностью пользовались зооуголки. Наблюдая за играми животных, заикающийся ребенок переносит их полезные навыки в свою жизнь. Очень полезна постановка сценок и спектаклей. В этом процессе заикающийся ребенок отрабатывает и обыгрывает те качества, которые ему хотелось бы иметь у себя, – смелость, решительность. В игре они подчас забывают о своем недостатке, освобождаются от мучившего их напряжения.
Очень часто ко мне обращаются за консультацией педагоги, в классах которых нормальный ребенок вдруг начинает заикаться. Что делать? Прежде всего не нужно обращать на него всеобщее внимание, создайте для него щадящий режим на 10 дней. Попытайтесь ненавязчиво выяснить, с чем это связано. Понимание и уважение к личным проблемам ребенка – залог его успешного лечения.
Особо хочется отметить, что важным в решении проблемы заикания является отношение родителей. Мать как никто другой знает и чувствует своего ребенка. Поэтому она является тем единственным человеком, с которым он быстрее будет говорить о своих “страхах” и неуверенности. Как вы думаете, почему Пушкин А.С. стал великим русским поэтом? Психология отмечает важность чувства ритма. Арина Родионовна с колыбели прививала ему ритм русской речи через песни, сказки, присказки, пословицы. Обращая внимание на такие “мелочи”, мы закладываем программу успеха у наших детей. Им нужно больше читать сказок, стихов, рассказов, давать слушать музыку. Недаром говорят: кашу маслом не испортишь.
Марина КУЗЬМИНА
В мире терминов
Архетип (от греч.arhetipos – первообраз) – центральное понятие аналитической психологии. Архетип – способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу, архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. Архетипы всегда наполняются конкретным содержанием. Они нейтральны в отношении добра и зла, характеризуются амбивалентностью, имманентной закономерностью и пр. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей; с особой отчетливостью они проявляются в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при некоторых расстройствах психики. Набор архетипов ограничен; они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и взаимопонимание людей.
Аналитическая психология – система взглядов швейцарского психолога К.Юнга, давшего ей это имя с целью отграничения ее от родственного направления – психоанализа З.Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделял наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования – архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символического творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса.
Бессознательное – 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета;
2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.
Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное чувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами.
Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, непроизвольном запоминании и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.
Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Интуиция трактуется и как специфическая способность (художественная или научная), и как “целостное охватывание” условий проблемной ситуации (чувственная, интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности. Научная психология рассматривает ее как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения.
По материалам словаря “Психология”
Комментарии