Когда в школе возникает ситуация травли, в поведении ребенка появляются признаки, которые указывают на это. О них рассказала руководитель направления психологической помощи подросткам образовательной компании Анна Тимофеенко.
В интервью изданию «Лента.ру» руководитель направления психологической помощи подросткам образовательной компании MAXIMUM Education Анна Тимофеенко рассказала о признаках, которые свидетельствуют об участии ребенка в конфликте.
Признаки травли
Как отметила специалист, волноваться стоит, если ребенок теряет интерес к учебе, плохо спит, часто находится в тревожном состоянии, не хочет идти в школу. Кроме того, следует насторожиться, когда школьник часто жалуется на плохое самочувствие. При этом начинает чувствовать себя хорошо, как только остается дома.
Когда такие признаки налицо, родителям нужно поговорить и с ребенком, и с учителем. У педагога следует поинтересоваться, известно ли ему о конфликтных ситуациях, есть ли недоброжелатели у ребенка в классе или школе, провоцирует ли его кто-то во время перемен.
Что делать родителям
Сначала нужно поговорить с классным руководителем ребенка, при этом лучше подготовиться к разговору, запастись доказательствами. Чтобы их получить, важно добиться доверительных отношений с ребенком, чтобы он рассказал о происходящем в школе. Каждый случай травли лучше зафиксировать письменно и найти свидетелей. Стоит записать ощущения ребенка в тот момент и то, как могла эта ситуация на него повлиять. Если ребенка дразнили или унижали в интернете, надо сделать скриншоты.
Когда разговор с учителем не приносит результатов, нужно разговаривать с директором школы. Стоит объяснить, что ситуация стала общей проблемой, что репутация школы может пострадать. Если руководство окажется бессильным, стоит обратиться в Департамент образования и в комиссию по делам несовершеннолетних.
Разрешение конфликтов
Как свидетельствует последнее исследование MAXIMUM Education, 90% учащихся 8–11 классов так или иначе имели дело с травлей. При этом жертвами буллинга становились 38% детей, половина опрошенных впервые столкнулись с травлей еще в начальной школе. Большинство ребят уверены, что пресечь подобные ситуации можно, если к в этом примут участие как родители, так и учителя, а также сами ученики.
В ходе разрешения конфликта внимание нужно уделять не только жертве, но и агрессору – его поведение может быть объяснено с клинической точки зрения. Причиной агрессии могут выступать отношения с родителями. Взрослые в семье могут потакать обидчику, манипулировать им либо игнорировать. Ребенок, независимо от финансового состояния семьи, может стать обидчиком, желая самоутвердиться, подкрепить собственную значимость, которую не ощущают со стороны своих близких.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» делилось советами психолога с теми родителями, чьи дети оказались свидетелями травли. Эксперт отмечала, что свидетели буллинга могут относиться либо к поддерживающим травлю, либо к наблюдателям, либо к сочувствующим. Чтобы выяснить ситуацию, родителям нужно поговорить с ребенком и попросить точно описать атмосферу в классе и конфликт, свидетелем которого он оказался. Необходимо понять отношение ребенка к поведению агрессора и жертвы, что ребенок считает правильным, а что нет.
Комментарии