В школе №1298 есть служба психолого-педагогического сопровождения, для которой определены три основные задачи: – оказание помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ; – осуществление индивидуально ориентированной психологической, педагогической, логопедической помощи детям, родителям и педагогам; – создание условий, наиболее способствующих развитию ребенка. В качестве основных направлений работы выделены организация образовательной деятельности, связанной с поддержкой образовательных программ, диагностика, реализация коррекционно-развивающих программ, коррекционная политика и деятельность, информационная политика и деятельность, консультирование. Кроме этого, в школе работает психологический консилиум. О том, что это за работа и что составляет ее суть, мы беседуем с психологом Еленой ТЕРПЕНОВОЙ.
– Сегодня расхожим стало утверждение, что психологов в школах сокращают, а в вашей школе есть психолог, да еще и не один. Почему?- У нас в школе довольно большая психологическая служба, она охватывает несколько структурных подразделений, так как у нас есть и детские сады, и школа, в каждом здании сидят свои специалисты. В прошлом году мы начали довольно энергично вводить в работу проект «Преемственность», который, по нашему мнению, нужен прежде всего для того, чтобы ребенок получал необходимую психологическую поддержку. Не секрет, что психолог нужен тогда, когда возникают какие-то сложности, но у нас работают вместе психологи и педагоги, наша служба включает еще логопедов, нейропсихолога, дефектолога. Чем раньше все мы замечаем какие-то сложности, возникающие у ребенка, тем у нас больше возможностей ему помочь. Например, у ребенка возникла какая-то сложная ситуация и нужно, скажем, к тому времени, когда он из детского сада перейдет в школу, изменить ее к лучшему. Именно поэтому много внимания мы уделяли проекту «Преемственность», вместе с воспитателями детских садов и специалистами школы разрабатывали модель того, как и на что мы должны обращать внимание, что важно для того, чтобы ребенок пришел в школу, сел за парту и влился в обучение, не испытывая никаких сложностей, чтобы он был успешным. Ситуация обучения для ребенка, который приходит в первый класс, резко меняется, ведь он переходит от игры в детском саду к довольно жесткой школьной системе. У нас потрясающая школа, но она все равно школа, а школа, как известно, структура жесткая, которая ставит задачи и требует результата. Чтобы ребенок был успешным, он должен обладать определенными навыками, когда приходит в школу. Поэтому мы уделяем большое внимание проекту «Преемственность», чтобы на начальном этапе максимально подготовить ребенка к учебе. Сейчас будем вводить еще один детский сад, и в каждом детском саду будут сидеть специалисты, внимательно наблюдающие за детьми начиная с трех лет, даже когда они еще приходят, скажем, в игровую группу с родителями. – Не секрет, что много в жизни ребенка может определить ПМПК, которая решает, в какую школу, на какую программу обучения направить ребенка. Как вы относитесь к таким комиссиям?- Я относилась к такой комиссии как к репрессивному органу. Если раньше, скажем, ребенок в классе не успевал, если у него были в учебе какие-то сложности, если он создавал большие проблемы для педагогов, то одним из способов изменения ситуации была отправка его на эту комиссию. Сначала школьная комиссия определяла, что у ребенка не так, и давала свое заключение, а потом его передавали в районную ПМПК. Последствием этого мог стать перевод ребенка в какую-нибудь школу для детей с нарушениями. Сейчас направление работы в целом в государстве изменилось, очень большое значение приобретает инклюзивное образование, значительное количество разных специалистов (на самом деле я считаю, точно недостаточное, хотя в нашей школе их много больше, чем в других школах) нужно для того, чтобы выделить таких детей, составить для них специальную программу, чтобы они могли учиться в общеобразовательном классе по своим требованиям, в соответствии со своими возможностями. У нас в школе есть несколько детей группы риска, мы работаем с ними комплексно: логопед, психолог, дефектолог с разных сторон стараются скорректировать возможности ребенка обучаться в общеобразовательной школе. Если у ребенка что-то не получается, мы ему помогаем, но продолжаем налаживать взаимодействие с районной ПМПК, которая может давать различные заключения, и с детскими садами нам удалось уже полностью отработать ситуацию. Со школой не так гладко проходит, но процесс идет, мы ездим в комиссию, встречаемся с ее членами, обсуждаем проблемы, чтобы каждый наш шаг был максимально комфортным для ребенка и родителей, а все возникающие вопросы получили свое решение. – Как строятся ваши взаимоотношения с детьми? Если вы видите проблемы, помогаете ли родителям, подсказываете ли, что их ребенку нужна серьезная помощь психолога или даже психиатра?- Поскольку в школе, где примерно 1500 учеников, работают два психолога, мы больше учитываем мнение педагогов. Считаем, что педагоги в школе главные, а мы «костыли», на которые они могут опираться. Если, например, к нам подходит педагог и говорит, что в классе что-то происходит, кто-то кого-то обидел, возникли какие-то проблемы, мы используем восстановительный подход, то есть возможности восстановления отношений, например, устраиваем круги сообществ. – Что же это за круги?- Мы усаживаем класс в круг и даем возможность каждому высказаться на тему, которая его беспокоит. На самом деле из-за чего обычно возникают сложные эксцессы? Из-за того, что человека никто не слушает, у него нет возможности сказать о том, что ему больно, о том, что его беспокоит.- Но об этом тяжело говорить в школе в кругу сверстников. Неужели вам все-таки удается разговорить ребят?- Правда, говорить ребятам тяжело, потому что школа – структура, не располагающая к откровенности. Но круги сообществ дают возможность каждому, кто хочет – мы никого не заставляем говорить – дети сами передают друг другу какой-то знак в разговоре (например, мячик или любой другой предмет) – высказаться по обсуждаемой проблеме. Сразу решиться и высказаться могут не все, может быть, на первом круге ребенок и промолчит, но, послушав то, что говорят другие, он обязательно сам захочет что-то сказать, это я уже знаю по своему опыту. Мячик будет переходить по кругу до тех пор, пока есть те ребята, что хотят высказаться. Я считаю, что это очень хороший способ поговорить. – Такой разговор помогает разрешать какие-то острые проблемы?- У нас прекрасная школа, но дети много говорят о том, что им не нравится одно, другое, третье. Я долго переживала это, но потом подумала, что хорошо, что удается выяснить их настроение. С другой стороны, где же им еще можно сказать о том, что им не нравится, где высказать свои предложения. В кругах общения у них есть шанс разделить с кем-то свою боль, свое недовольство, может быть, даже злость со всеми, и все эти чувства теряют свою остроту.- Теряют свою остроту для того, кто все это высказывает?- Да, для того, кто все это выплескивает. Когда мы говорим о чем-то для нас болезненном, мы теряем остроту. Круги сообществ как раз возможность для каждого ребенка быть услышанным. Самое страшное, что у нас происходит, это нехватка времени, чтобы услышать другого человека, ведь мы живем очень быстро.- Как часто проходят эти круги?- Они проходят по запросу педагогов. Если педагог считает, что для его класса было бы хорошо устроить такой круг, то мы его проводим. Но у нас есть не только круги сообществ, я просто привела их как пример. Мы тесно сотрудничаем с фондом «Будущее сейчас», их специалисты приезжают к некоторым классам и просто играют с ними в различные игры. Дело в том, что далеко не все могут вербально выразить свои чувства, а игра это позволяет. Мы начали такие игры в прошлом году, хотели бы расширить эту работу, но, к сожалению, возможности фонда ограничены. Но мы и сами проводим игры, я считаю, что есть хорошая практика, когда к нам обращаются и родители, и учителя за помощью в создании сценариев праздников, игр. В одном случае я пишу сценарий и педагоги сами проводят праздники, в другом провожу эти праздники и игры сама. – Если вы во время проведения круга общения замечаете что-то необычное в поведении ребенка, в его позиции, куда вы обращаетесь с такой информацией?- Я могу обсудить ее с классным руководителем, чтобы скорректировать поведение и позицию ребенка, могу поговорить с родителями. Но к сожалению, далеко не все родители внимательно относятся к информации и советам психологов, а без их разрешения нам работать с ребенком нельзя, приходится искать какие-то другие возможности.- Если бы в 263-й школе проводили такие круги сообществ, была бы возможность вовремя рассмотреть проблемы десятиклассника, устроившего стрельбу в классе?- Я думаю, шанс для этого был бы.- Где вы получили психологическое образование?- Для меня оно было вторым высшим образованием – я окончила Московский городской психолого-педагогический университет.- Всегда ли вам хватает полученных знаний, ведь наверняка вы сталкиваетесь с очень разными детьми?- Я всегда могу обратиться в МГППУ, в психологические центры, к ученым, кроме того, мы очень часто обмениваемся опытом с коллегами, все это помогает в работе. – Сегодня много разговоров о том, что миссия психологов не всегда получает поддержку в образовательном учреждении. Вас поддерживают в вашей школе?- Могу сказать, что если бы меня не поддерживала директор школы Ольга Ярославская, если бы не было поддержки и сотрудничества педагогов и специалистов, работающих в нашем образовательном учреждении, плодотворной работы не получилось. Но и Ольга Владимировна, и коллеги понимают, насколько важна роль психолога, это очень помогает.
Комментарии