Четверть века назад меня назначили директором сельской школы, произошло это в июле, и одной из первых моих новых забот была организация работы летней школьной производственной бригады. Она стала частью совхоза «Ермолинский», существовавшего в нашей деревне. Бригаду поделили на звенья. Школьники 4-6-х классов вместе с учителем биологии сажали цветы на пришкольном участке, ухаживали за ними, каждый вел дневник наблюдений. Второе звено, строительное, состояло из учеников средних классов: дети работали внутри школы, готовили кабинеты к покраске. А старшеклассники входили в звено механизаторов: заготавливали силос и траву для коров совхозного скотного двора и, работая таким образом по 3-4 часа в день, получали зарплату. Кроме того, звено старшеклассников помогало возделывать овощные культуры на совхозных полях – за это совхоз предоставлял школьной столовой бесплатные овощи.
Особенностью психологии детей того времени было то, что все они воспитывались в духе коллективизма. В архиве нашей школы сохранились записи совета ученической производственной бригады 1980-х, на котором единогласно было решено «выполнять порученные бригаде работы только на «пять», «повышать урожайность» и даже «бороться за полную успеваемость членов бригады в течение учебного года». Несмотря на то что уже с 1985 года члены нашей ученической бригады получали дифференцированную зарплату согласно введенной рейтинговой системе оценки труда, заработанные деньги тратились, если можно так сказать, тоже коллективно. В основном ребята организовывали на эти средства совместные поездки. Не было года, чтобы наши ученики куда-нибудь не съездили летом всей бригадой: в Ригу, Таллин, Санкт-Петербург, Петродворец, Дом-музей Циолковского в Калуге…
Дух коллективизма, или, если иначе сказать, потребность думать не только о себе, но и о других людях подвигла наших ребят на неординарный поступок. Они по собственной инициативе – взрослые узнали об этом позже – решили открыть в сберегательном банке общий счет ученической производственной бригады. На деньги с «бригадной» сберкнижки ребята стали покупать подарки к каждому Новому году для учеников начальных классов нашей школы. Подарки для малышей оставались традицией вплоть до 1989 года. Потом времена изменились.
Личностно-ориентированное воспитание, на которое нацелены российские школы сейчас, несмотря на свои плюсы, имеет и минус. На первое место нынешние дети ставят свои личные интересы, меньше думают о других людях, и, мне кажется, они не столь добры… Нынешние школьники четко знают свои права – например, то, что они не должны убирать свой класс, классное помещение обязана убирать уборщица. Но разве трудовое воспитание не подразумевает поддержку чистоты в своей школе, ответственность за нее? В нашей школе больше нет ни агротехнического, ни строительного звена, которое летом занималось бы благоустройством классных помещений. Остались только цветники. Но и за работы, связанные с благоустройством территории вокруг школы, дети теперь получают деньги. Школа заключила договор с Центром занятости Новгородского района, согласно которому каждое лето для работы на пришкольном участке предоставляется 10 рабочих мест. В соответствии с трудовым законодательством 10 подростков в возрасте от 14 лет, работая по 3 часа в день, получают за месяц 1200 рублей заработной платы и еще 720 материальной поддержки от Центра занятости – итого 1920 рублей. Кажется, для сельских ребят это немаленькие деньги. На них можно было купить себе, например, канцелярские принадлежности к новому учебному году… Но из 10 человек нынешним летом заявки на работу на пришкольном участке подали всего шесть.
Любовь ПАВЛОВА, директор школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область
Комментарии