search
main
0

“Прямая линия” – не самый короткий путь к ученику

В небольшом приморском поселке Славянка пять лет назад появилась “Частная школа Комашинского”. Было бы странно, если уже к четырем имеющимся открыл бы еще одну, да еще такую, кто другой. Но не Андрей Комашинский. Было к этому времени у него за плечами почти 20 лет педагогического стажа (по специальности он физик, закончил Уссурийский педагогический институт) и огромное желание подарить ученику целый мир, сохранив при этом его личность, гармоничность и созвучность этому миру.

Для этого нужно знать каждого ученика в лицо и по имени. Иметь представление о его семье и особенностях характера. Да и не только это…

В классах его школы не больше 18 учеников. Здесь нет парт, их заменяют персональные столы. Начальные учатся по системе Занкова, правда, на свой манер: 3-летняя программа трансформирована в 4-летнюю. В школе 150 учеников, которые в дополнение к основным предметам изучают историю мировой культуры, декоративно-прикладное творчество, хореографию, углубленный курс английского языка. С недавних пор здесь введен новый курс – экофлористика. Оплата за обучение скромная: в младших классах – 260 рублей, в 10-11-х – 310.

Школа имеет лицензию и аккредитацию и работает в тех же рамках, что и остальные школы. Родительские деньги идут на оплату дополнительных предметов и услуг. Коллектив ее укомплектован полностью – 28 педагогов, 5 учителей высшей категории, 9 – первой. Но успехи школы Комашинского впечатляют и обнадеживают.

В прошлом учебном году среди выпускников школы Комашинского три серебряных медалиста. На четыре других их приходится около десяти.

– Ребенок, в отличие от нас, взрослых, видит мир целостным. Это потом школьные программы, родители, социум разводят его до “дисперсного” состояния. Каждый предмет дает узкий срез мира. Уничтожаются природные возможности ребенка, дробится его восприятие мира на кусочки, а потом от него требуют, чтобы он снова собрал мозаику мира воедино, – говорит Комашинский. – Наша школа не приемлет этот путь. Мы так выстраиваем программу, чтобы не мешать естественному развитию ребенка, не убить его интереса к учебе. А уже потом, увидев и осознав себя в этом мире, он выбирает ту грань, которая ему ближе, созвучнее.

– Может быть, это кажущийся подход, а на самом деле все, как и в обычной школе, – пытаюсь возразить я.

– С одной стороны, это личностно-ориентированный подход, а с другой – интегрированные курсы, которые позволяют ребенку двигаться в своем естественном русле. И потом мы изменили привычные методики. Учебный процесс у нас не статичен и не стандартен. При необходимости урок может проходить на берегу моря, в лесу, на маяке.

Для старшеклассников выстроена своя система, приближенная к вузовской – зачетно-экзаменационная. В отличие от обычной школьной системы: поднял руку – получил оценку, здесь складывается другая ситуация. Предмет изучается в динамике. Урочная система выстраивается не традиционно. Отдается предпочтение творческим лабораториям.

Одна из важнейших задач для нас – заложить в ученике систему знаний и ориентировку на каждодневный систематический труд…

Уже который год 1 сентября директор говорит своим 10-классникам: “Я всем вам обещаю знания и медаль! Какую захотите – золотую или серебряную. Но для этого вы должны выполнить три непременных условия: услышать учителя, дома проработать материал и на следующий день прийти к учителю с вопросами, возникшими при изучении темы”.

Конечно, можно прийти в школу не только для учения, но и для общения. Но это уже другой путь, считает мой собеседник.

Учитель в свою очередь дает ученику информацию по предмету, а потом отслеживает, как он усвоил преподанный объем знаний. Таким образом осуществляется давно забытая, но очень эффективная методика Дальтон-плана, рассчитанная на индивидуальные способности и возможности личности учащегося. Причем контрольная работа проводится не только для ученика, но и для учителя – если большинство учеников не “одолели” материал, значит, что-то неверно в системе преподавателя.

Но в системе обучения действует еще одна группа людей – это родители, семья. Как раз они должны контролировать процесс обучения. Ведь они – главные заказчики образования своих детей.

В школе главенствует принцип: в процессе обучения нельзя допускать никаких командных установок. Только на правах партнерства, уважения личности ребенка, глядя глаза в глаза, можно поднять его вверх, до своего уровня. Команда – это прямая линия, которая закрывает доступ к творчеству, вводит в состояние боязни ошибки, приучает к бездумному послушанию.

Американский психолог доктор Томпсон довольно глубоко проанализировал эту ситуацию в своих работах. Теперь его теория проверяется на практике в школе Комашинского.

И теперь, когда возникают это взаимное доверие и раскрепощенность, появляются потрясающие результаты. Когда директор говорит родителям, что их ребенок идет на медаль, многие из них широко открывают глаза: “Но ведь в другой школе никто не считал его способным…”

А бывает и другая житейская ситуация:

– Ребенок до 5-го класса прекрасно учился, а потом вдруг совершенно охладел к школе. Ни родители не изменились, ни учителя. Что делать тогда? Как вы выходите из этого положения?

– Надо просто пережить ситуацию. Дело в том, что пик мотивации учения приходится на 8-9 лет. С 10 до 12-13 лет эта мотивация сильно ослабевает. И это вполне объяснимо – идет бурный рост организма, а развитие учебного интеллекта в это время заметно снижается. В этот период ваши дочь или сын могут увлечься компьютером, спортом, чем угодно и напрочь отвратиться от школьных занятий. Еще раз повторяю – этот момент нужно пережить спокойно, не унижая достоинства человека, который растет и похож в этот момент на натянутую струну. Ведь ее так легко порвать.

Как бы это ни было трудно, следует убрать из учебного, но не из домашнего обихода слово “должен”. Оно несет негативную нагрузку. Ребенок нам ничего не должен в плане учебы. На него не действуют наши наставления типа: “Ты должен хорошо учиться, чтобы потом поступить в институт и достойно жить”. А он не знает, что такое институт и что значит достойно жить. Он не понимает наших установок, у него нет нашего опыта – для него это “терра инкогнита”. Он живет сегодняшним днем и сегодняшними чувствами и заботами.

– Ваша “трансформированная” в 4-летнюю занковская программа – это тоже желание сохранить “естественность вхождения в тему”?

– Скорее всего, да. Однажды мы объявили набор в подготовительный класс. Мы занимались с детьми три раза в неделю по два часа. И когда эти ребята пришли в первый класс, мы с удивлением обнаружили, что они гораздо быстрее и легче осваивают занковскую программу, нежели те, что пришли со стороны. Тогда мы решили эту программу из 3-летней превратить в 4-летнюю. Сделав при этом первый класс более щадящим…

Час в неделю в первом классе в школе отводится на… вязание крючком. Оказывается, это очень серьезно влияет на каллиграфию. Заметили, при письме у первоклашек пальчики аж белеют от напряжения. Очень устает рука. А теперь после вязания эта мелкая моторика возведена в ранг обыденности. Здесь же ввели хореографию, чтобы развивать ощущение динамики у детей. А английский с первого класса убрали во второй. Считают, что сначала должна устояться русская фонетика и артикуляция.

Со второго класса занятия вязанием плавно переходят в кружковую работу. Но и сегодня много мальчишек-шестиклассников с удовольствием посещают этот кружок и вяжут великолепные вещи: тапочки, шарфы, игрушки, совмещая с посещением “слесарки” и “столярки”.

Со второго же класса начинается и предмет “Мировая художественная культура”, который ведется до выпускных экзаменов. Он является главным стержнем, на котором держится философия школы – научить ребенка оперировать мировыми ценностями, научиться воспринимать их, тем самым обогащая свой личный жизненный опыт.

– А новый предмет – экофлористика, это тоже философия школы? – уточняю напоследок нашей встречи.

– Я изначально отказался от преподавания курса экологии, который ведется в словесной интерпретации. Мое глубокое убеждение – ребенок не только должен увидеть красоту мира, научиться ею восхищаться, оберегать ее. Он должен уметь руками творить красоту из красоты мира.

И здесь мне помог удивительный человек – Татьяна Жукова – флорист, человек необыкновенной души и таланта. Она пришла в нашу школу, устроила свою выставку, потом долго беседовала с учениками – побывала в каждом классе. И только после этого предложила свои знания, опыт. Она учит понимать природу и давать вторую жизнь травам, цветку, выброшенной на берег ракушке. Знакомит ребят с целебными свойствами трав, их “портикой”. Как сложится дальше этот экологический опыт, покажет время – будет ли это кружок или специальный курс.

Одно я знаю точно, такой предмет необходимо преподавать через сердце и через руки.

Тамара КАЛИБЕРОВА

поселок Славянка,

Приморский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте