Оставаться сегодня поэтом – мужество. Противостоять литературной пошлости, безвкусице и бессмыслице. Не уходить от своего призвания, не расточать его на книжки-одновневки, на суетную журналистскую стезю. Таким мужеством обладает поэт Мария Котова, такая хрупкая и ранимая с виду.
Даль слезится от божьего света.
И неведенье сводит с ума.
Это век ненавидит поэта?
Или жизнь отвергает сама?
Что за труд в безрассудной отваге,
Позабыв осторожность и стыд,
Рассказать безответной бумаге,
Как душа безоглядно болит.
Котова очень серьезно относится к своему предназначению. «Так же как в монастырь уходят, когда Бог позовет, вот так же идут в литературу, – считает она. – Это призвание, судьба».
Да, и больно, и страшно,
держась на тонюсенькой скрепке,
Между жизнью и смертью,
нести свое слово в горсти.
Что сказать, как ступить –
ни подсказки тебе, ни зацепки.
А за что зацепиться на этом воздушном пути?
Лишь родимая речь
да прозрачное небо в ладонях.
Задыхайся, рыдай и опять начинай сызнова.
На плечо старой яблоне солнце
головушку клонит.
И в закатном огне в полный рост
полыхает трава.
Для поэта опора в этом служении – «родимая речь и прозрачное небо в ладонях», по большому счету, Родина, родная земля, которую Марина любит искренне и нежно. При этом у нее нет пафосных патриотических стихов, чувств напоказ, а есть боль и сострадание к людям, к покинутым деревням, к брошенным и забытым старикам.
Удивительный поэт Марина Котова! Нежный, романтичный, трепетно относящийся к слову. Ее образы свежи и неожиданны: «сосульки, точно рыбы ледяные, развешены сушиться под навес», «зимы молочный запах», «снег, пушистый зверь на мягких лапах», «свежий снег разрезанною дыней, на изломе сахарной, белел». Для Марины именно поэзия – подлинная жизнь языка, его цветение, его благоухание, «стихами растет душа», уверена она. Меня более всего поражает ее понимание хрупкости человеческих отношений. Может быть, поэтому у Марины почти нет любовной лирики, вернее, она очень сдержанна и невинна, в полунамеках и полутонах, хотя вся ее поэзия пронизана любовью – прежде всего к природе, к миру, к людям, к ускользающей, утекающей незаметно жизни. Котова – поэт тихой грусти, грусти, переходящей в восторг перед мирозданием.
В поэзии Котовой чувствуется великолепное знание литературной традиции, тяготение к классике. Что и неудивительно. Марина окончила филологический факультет Нижегородского университета имени Лобачевского, преподавала русский язык в школе, работала корреспондентом в газете, в библиотеке. Позже стала слушательницей Высших литературных курсов. Марина печаталась в авторитетных литературных журналах – в «Москве», «Нашем современнике», «Смене»… Она лауреат всероссийской премии «Традиция» за 1999 год, лауреат премии журнала «Москва» за 2006 год. Автор книг «До судного дня», «Шиповник», «Узор судьбы».
Я убеждена – судьба человека зависит не только от звезд, но и от книг, которые он читает. Русская классика предопределила поэтическую судьбу Марины Котовой, сделала ее по-настоящему национальным русским поэтом. Марину Котову интересует не столько сюжет, сколько язык, стиль.
– Я могу знакомую книгу читать с любого места, – говорит Марина. – Для меня произведение как река, главное, найти подход, войти в эту реку и плыть. Стихи Котовой тоже можно сравнить с рекой – местами полноводной и шумной, где-то спокойной и величавой, а где-то и вовсе родником, но таким звонким и чистым.
Читая стихи Марины Котовой, чувствуешь связь времен, может, потому, что вечностью дышит ее поэзия, она вне времени и пронзительно современна, как всякое настоящее искусство.
Комментарии