search
main
0

Провокация творчества

Дорогие читатели, в 2006 году кафедра открытых образовательных технологий Московского института открытого образования познакомила вас с интерактивными способами организации учебно-воспитательного процесса в школе. По вашим откликам мы поняли, что технологии заинтересовали вас. Однако необходимо предупредить, что при всей универсальности и своевременности открытых образовательных технологий, при всей широте спектра их результативности абсолютизировать их нельзя.

Любая технология априори имеет прикладную направленность. Технологии позволяют проектировать образовательный процесс в рамках заданной образовательной модели и гарантируют достижение запланированных результатов.

Например, актуальная тенденция в среднем образовании – профилизация обучения. Это выражение дидактического принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сформулированного еще Яном Коменским, который в настоящее время составляет основу индивидуализации и дифференциации.

В процессе проектирования элективных курсов – одного из основных элементов профильного обучения – используются не все технологии, а только те, которые направлены на развитие культуры выбора, а именно: «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной траектории», «Портфолио», «Кейс-стади», «Консультативной поддержки» и т.д. Но если, выстраивая профильное обучение, вы избрали стратегию, направленную на развитие у школьников готовности к самообразованию (одного из условий Болонского процесса), то вам понадобится другой набор технологий: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Метод учебных проектов», «Технология учебных исследований».

Мне бы хотелось пожелать, чтобы наши школы в 2007 году обратились к проблеме духовно-нравственного развития учащихся, решение которой требует системного подхода, особенно в современных условиях. Стратегия духовно-нравственного развития учащихся затрагивает эмоционально-чувственную сферу, провоцирует ученика к творчеству, раскрепощает его, освобождает от стереотипов, способствует становлению эмоционально-ценностного отношения к миру. Для такой стратегии применима технология «Творческих (педагогических) мастерских».

Всем читателям «Учительской газеты» желаю изменений к лучшему!

Людмила ПРОКОФЬЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, старший научный сотрудник лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО

Материалы автора в №№4, 13, 26, 30, 2006 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте