search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В международном детском центре рассказали историю юной продолжательницы педагогической династии Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Как и в какие сроки подавать апелляцию ОГЭ И ЕГЭ Досрочно завершили учебный год и перенесли ЕГЭ в приграничных районах Белгородской области Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В российских колледжах появится около 500 учебных программ Новосибирский школьник запечатлел вспышку сверхновой звезды В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Сельским учителям-новоселам в Хакасии будут предоставлять квартиры Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку В «Мусейоне» изучили уникальную авторскую методику арт-терапии Что такое эффективный диалог? Как научиться разговаривать с коллегами, школьниками и их родителями
0

Проводник в мир познания

Если общество уподобить морю, то школы – это ручейки, которые, сбегая с холмов, с веселым журчанием вливаются в него; и вкус воды в этом море, ее свойства и качества зависят от ручьев.

Еще в шумерской школе третьего тысячелетия до нашей эры школьников обучали не только сложной системе клинописного письма, но и правилам поведения и каллиграфии, чтению и литературе, арифметике и геометрии, мифологии и географии, и даже зачаткам астрономических знаний. Нужно ли говорить, как изменился мир со времени возникновения цивилизации Междуречья! Горизонты познания тысячекратно расширились. Как не заблудиться в этом лабиринте наук и достижений? Как найти себя? Как познать этот многогранный и многоликий окружающий мир и себя в нем?

На эти и множество других вопросов призван ответить учитель, ведя ребенка с самых первых, робких шажков за неокрепшую, еще не умеющую твердо держать перо руку по дороге Знаний; день изо дня и год из года кормящий его из «золотой ложки» духовной пищей; и за отрезок времени от пункта А до пункта В – с первого до выпускного класса школы – в дружном коллективе коллег формирующий знания и умения, мировоззрение, характер и духовный мир каждого ученика – а значит, и будущее всего общества.

С развитием высоких технологий в современной цивилизации на рубеже тысячелетий мы вступаем в новую эпоху. Это объективная реальность, но есть и тревога за неокрепшие души детей, которые волею судьбы и времени оказались в мире компьютерных технологий. Не оттеснит ли технократия лирику в их сердцах, не заставит ли она их «поверять гармонию алгеброй», не сделает ли черствыми и бездушными, наподобие виртуальных героев? Ведь не секрет, что многие исследования психологов говорят об этом.

Когда работают заводы, над нежным полевым цветком нависает опасность. Массовое внедрение в современную жизнь компьютерных технологий, наверное, тоже представляет угрозу податливым душам. И мы уже видим детей, забросивших книги на пыльные полки и часами играющих в компьютерные игры. Конечно, научный прогресс – это благо для цивилизации, но каждая палка, по выражению мудрецов, имеет два конца. Во всем хороша мера. Не проиграют ли духовные достижения человечества под натиском электронных машин?

И тут в дополнение ко многим другим возникает новая задача, стоящая перед современным педагогом. А именно: встать на защиту духовных ценностей, найти и восстановить допустимую грань между физикой и лирикой, вернуть книжку в руки ребенка, которые в последнее время реже притрагиваются к шуршащим страницам, занятые электронной «мышкой».

И снова знакомые образы, снова время зовет Дон Кихота сразиться с чудовищем, которое желает проглотить прекрасную даму; только дракон на сей раз не в образе ветряной мельницы, а в облике компьютерных чудищ, грозящих заманить людей виртуальными грезами, а потом превратить их в бездушных и меркантильных рабов. Грядет эпоха «Звездных войн» не только на экране, но и наяву. И, конечно, под забралом рыцарского шлема зачастую на вас глядят васильки невинных глаз юных учительниц средних школ нашей необъятной Родины.

Чтобы выстоять в этой борьбе за души детей, чтобы не растеряться, не смалодушничать и не отступить, конечно же, нужно быть во всеоружии. Нужно ли говорить, что моим копьем, копьем педагога-филолога, является СЛОВО?

Слово является непременным спутником человека на всех вехах истории человеческой цивилизации, начиная с древнейших времен и до сего времени. Начертанное на скале, вырезанное в камне, тисненное на глиняных табличках, выведенное на свитке папируса, на пергаменте и бумаге, оно было верным спутником людей, рассказывая о взлетах и падениях империй и царств, передавая опыт предков грядущим поколениям, храня бесценные сокровища человеческого духа.

Слово сопутствует человеку с колыбели, когда он произносит впервые «мама»; живое слово народной сказки проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, формирует понятия добра и зла, отвечает детским надеждам и чаяниям и буквально вскармливает его духовным «молоком»; слово разжигает фантазию, зовет к познанию тайн бытия, бередит дух исследователя и первооткрывателя; слово утешает и вдохновляет, рассказывает о первой любви и о всех человеческих страстях – от библейских времен до наших дней.

Таким образом, учитель является посредником между миром знаний и учеником. Естественно, на него ложится большая ответственность. Если от гончара зависят красота и функциональные качества кувшина, то от педагога – облик гражданина завтрашнего дня. Значит, учитель – это ремесло и искусство, сосредоточенные в одних руках, наподобие электросплава золота и серебра, из которого делали украшения еще в Древней Месопотамии.

Школу можно уподобить мастерской, результатом деятельности которой – долгой и кропотливой – является производство трудами многих мастеров какого-либо шедевра. Таким же венцом деятельности коллектива наставников-учителей становится человек, которому скоро предстоит быть активным строителем и преобразователем жизни. И мой предмет в этой сложной многогранной работе имеет немаловажное значение.

Литература выполняет много задач – развлекательную, обучающую, познавательную… И все же социально-формулирующая ее роль вместе с другими предметами гуманитарного направления очень велика. Но литературное наследие так огромно, что начинающий путник в его мире может растеряться. К духовной пище детей надо специально приучать, открывая двери в сокровищницы литературы. И высокий уровень эстетических и духовных потребностей нужно формировать долго и тщательно. И единственная возможность для этого – школа и уроки литературы. Известно, что через школу в современном обществе проходят дети все до единого. И навряд ли эта задача по силам одной семье, занятой добыванием хлеба насущного.

И дети, подобно патрициям античных времен, освобожденные от ежедневных обязанностей по производству материальных благ, на определенное время попадают в руки наставников. Так, учитель литературы оказывается между детьми и огромным духовным наследием прошедших времен.

Аминат БАЙРАМКУЛОВА, учитель литературы, Карачаево-Черкесская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте