search
main
0

Провидец

Простите, но я буду говорить не просто честно, а предельно искренне. До боли. Именно так, ибо то, о чем я собираюсь написать, пугает и восхищает меня, но, возможно, других способно лишь напугать. Этого-то я боюсь. А еще я боюсь смеха, осуждения общества, кривотолков и косых взглядов. Очень боюсь ярлыков, которые ко мне неизбежно прицепят недоброжелатели (если таковые имеются) и сторонники видеть все в простом свете, понятном ключе. Да, я понимаю, что за взгляды, мысли и странности у нас в стране не судят, судят за поступки. Однако за взгляды и точку зрения вполне могут осудить, и просто осуждение может сказаться на работе, на моей семье, на моих воспитанниках, в конце концов.

Я не буду кричать «поймите меня» или «простите меня», потому что я таков, какой есть, со своей природой, внутренним миром и взглядами. Я просто напишу о том, что понял. Поймете ли вы – не знаю, я пишу о себе и о своих учениках. Не обо всех, а лишь о некоторых. О самых-самых. Самых талантливых, самых красивых, самых умных, самых добрых. Не обо всех сразу, а о каждом отдельно.

Звучит волшебно, но, встречая человека, я могу определить, что из него может получиться в будущем. Никакой экстрасенсорики – только наблюдение, интуиция и воображение, разворачивание из плоскости трехмерной картины. Можно сказать, я вижу внутренние ресурсы и перспективы человеческой личности. Не чувствую, а именно вижу, то есть способен их представить уже сейчас. Иногда это в человеке меня отталкивает, иногда притягивает. Нужно лишь внимательно приглядеться, охватить взором его всего. Мне кажется, это становится заметно в каждом достаточно рано. От воспитания это вряд ли зависит, возможно, от генетически заложенного в человеке потенциала, программы? Не знаю, современная наука с этим вопросом помочь пока не смогла.

Со мной же происходит следующее: замечая в человеке какие-то качества, я зрительно раскрываю их в той степени, в которой он сам максимально способен их развить. Разовьет ли? Всегда хочется в это верить. Некоторые качества уникальны, а развитые максимально – идеальны и, безусловно, затмевают настоящее, в том числе и не самое яркое мое.

Помните сказку «Гадкий утенок»? Про того самого, который был «неправильным» и некрасивым. На самом деле он оказался не утенком, а птенцом-лебедем, и когда в конце концов вырос и распахнул свои крылья… мир замер.

Этого лебедя я каким-то непонятным мне образом наблюдаю сейчас – глядя на утенка. И тогда я смотрю на утенка, а вижу лебедя. Не постоянно, а лишь под определенным углом.

В некоторых учениках я вижу максимально реализовавшего свои качества и резервы взрослого человека. Умом я понимаю, что это иллюзия, игра воображения – в реальности так не бывает, но мои глаза и мой мозг обманывают меня. Я смотрю на ангелов и не слепну.

В этом ужас ситуации. Вдумайтесь: я смотрю на ребенка, а вижу в нем уже взрослого человека. Исключительно прекрасного, умного, талантливого, гениального в своей области взрослого человека, перед которым легко преклоняться, которым легко восхищаться, в которого легко влюбиться. И как же его учить? И не выглядеть при этом психом, ведь, во-первых, я-то ясно вижу, что все мои таланты и умения в данном соседстве блекнут, а во-вторых, мы-то в настоящем, а он, каким я его вижу, – в будущем.
Возникает ущербное чувство, что я необходим лишь для того, чтобы ему на его будущие возможности указать. Ну, указал. И все?
Это похоже на встречу параллельных миров, на взгляд из телефонной будки в будущее. И порой хочется в это будущее попасть… но мне там места нет, потому что мое место в прошлом, а впереди уже есть другие – те, которые смотрят в еще более отдаленное будущее.

Александр ЦЫГАНОВ, учитель русского языка и литературы ульяновской школы №55
с изучением культур народов Поволжья, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте