search
main
0

Проверяй сильной позицией! Обучение по методу естественного письма

В первую группу мы предлагаем объединить правила орфографии, рекомендующие прием проверки “сомнительного” для правописания звука путем перевода его из слабой позиции в сильную: ВОДА – ВО╒ДЫ, ДАЛА – ДА╒Л, БЕДА – БЕ╒ДЫ, ВИНА – НЕВИННЫЙ, ШЕЛК – ШЕЛКА╒, ДРУГ – ПОДРУГА, ИШАК – ИШАКИ, МЕСТНЫЙ – МЕСТО, ВКУСНЫЙ – ВКУС и т.д. Данные правила и данный прием базируются на морфологическом принципе орфографии, сущность которого можно кратко сформулировать так: “Пиши, как слышишь в сильной позиции”.
Морфологический принцип требует единообразного написания морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) независимо от возможных вариантов их произношения. Эталоном для такого единого написания служит произношение звука в наиболее “выгодном” для него положении, когда он сохраняет свое исходное звучание, – в сильной позиции.
На первый взгляд было бы гораздо проще обозначать соответствующими буквами звук так, как он слышится в любой позиции. Почему же в русском правописании не только сохранился, но и стал главенствующим именно морфологический принцип? Потому что он имеет целый ряд преимуществ.
Во-первых, принцип единообразного написания морфем препятствует неизбежному разнобою, который в значительной мере затруднял бы понимание смысла слова. Рассказывают такой курьезный случай, когда один профессор Сельскохозяйственной академии провел лингвистический эксперимент, предложив всем желающим определить, что может означать буквосочетание ЩОД. С превеликим трудом, ценою объединенных усилий удалось установить, что студентка-дипломница таким образом “зашифровала” слово СЧЕТ.
Во-вторых, принцип единообразного написания морфем облегчает читающему соотнесение каждой из них с подобными и тем самым обеспечивает понимание смысла всего слова. Именно благодаря одинаковому графическому облику морфем мы мгновенно истолковываем значение доселе незнакомых слов, скажем, неологизмов самого последнего времени: ЗАСТЕКОЛЬЩИК, АЛЬТЕРНАТИВЩИК, ФАНАТЕТЬ, ЕВРИК (по аналогии с “рублик”).
В-третьих, морфологический принцип, сохраняя неизменный облик морфем, делает прозрачной структуру русского языка, которая строится из отдельных, от более мелких к более крупным, единиц: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, высказывание.
Наконец, в-четвертых, морфологический принцип единообразного написания, провозглашенный великим М.В.Ломоносовым в его “Российской грамматике”, явился в свое время мощным организующим фактором становления общенационального русского языка в условиях многочисленных народных говоров, а стало быть, и единой русской нации. Свою стабилизующую роль морфологическое письмо продолжает выполнять и по сей день, особенно при использовании русского языка в качестве средства межнационального общения. Вот тебе и орфография!
Поскольку морфологическое письмо в конечном счете опирается на произношение, хотя и ограниченное рамками сильной позиции, не говоря уже о фонетическом письме, есть резон более подробно остановиться на природе звука речи вообще. Звук, воспроизводимый органами речи, подобно любому звуку, есть физическое явление, обладающее целым набором акустических свойств (высота, длительность, сила, тембр), разнообразное сочетание которых обусловливает бесконечное количество его вариантов. Оказывается, не только каждый говорящий произносит любой звук родного языка немного по-своему, но один и тот же человек всякий раз воспроизводит его чуть-чуть по-иному, что фиксируют специальные приборы. Мы просто либо не слышим этих мельчайших отличий, либо игнорируем их, отождествляя различные варианты звука в одном звукокомплексе.
Но здесь мы имеем дело лишь с первой ступенью отождествления. Гораздо больший его уровень требуется для преодоления более значительных различий между вариантами одного и того же звука, возникающих в процессе речи: чередование О-А, Е-И, глухой – звонкий, твердый – мягкий согласные, выпадение согласного звука при их стечении и т.д. В результате в нашем языковом сознании, а затем и подсознании определенные звуки речи объединяются в звукокомплекс, именуемый ФОНЕМОЙ. Фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для отождествления слов и морфем.
Оказывается, слыша слово, мы не просто вычленяем звуки, его составляющие. За каждым звуком “тянется” его фонемный ряд: О-А редуцированный, А-А редуцированный, Е-И редуцированный, И-И редуцированный, В-Ф, Ф-Ф, Т твердый – Т мягкий и т.д. Специалисты утверждают, что фонемные ряды начинают постепенно выстраиваться в мозгу ребенка, как только он приступает к освоению родного языка. В противном случае он не мог бы ни отождествлять одинаковые по смыслу, но несколько различные по звучанию слова, типа ЛЕ╒С – ЛЕСА╒, ни различать разные по смыслу, но близкие по звучанию слова, типа ЛЕСА╒ – ЛИСА╒. Подтверждение этому легко увидеть, наблюдая за процессом обучения чтению. Вначале ребенок читает по буквам, воспроизводя основной звук фонемного ряда – доминанту, которую он научился соотносить с буквой, изучая алфавит. На последнем этапе идет обучение такому чтению, которое опиралось бы на орфоэпические нормы языка, то есть на произнесение не только доминанты, но и ее вариантов в соответствующих условиях. Совершенно очевидно, что добиться таких способностей было бы невозможно, если бы ребенок к этому времени не усвоил основное содержание языковых норм в процессе овладения устной речью. Но здесь ребенок читает по написанному, вернее, напечатанному.
Гораздо более серьезный конфликт между произношением и написанием приходится преодолевать школьникам при обучении письму, особенно орфографически грамотному письму. При этом нередко у них складывается ложное представление о том, что “по-русски надо всегда писать не так, как слышишь”. Тогда к ошибкам под влиянием произношения, от мощного воздействия которого невозможно уклониться ни при каком настрое, добавляются ошибки вопреки произношению: ЗВОЛА (звала), ПЕЛА (пила), НОЗ (нос) и т.д.
В начале фонемного ряда ученые лингвисты всегда ставят доминанту, вслед за которой идут ее варианты. Доминанта приводится и при перечислении элементов фонетической системы того или иного языка. А в устной речи, на уровне навыка, мы как-то выделяем доминанту? Думается, да. Особенно при необходимости различать синонимы, когда смысловым ориентиром наилучшим образом служат слова без “сомнительных” звуков, слова с доминантой: ИЗМОРОЗЬ – морозить, ИЗМОРОСЬ – моросить, ПОСИДЕТЬ – сидя, ПОСЕДЕТЬ – сед и т.д. Но опора на доминанту составляет сущность морфологического письма, поэтому данный навык устной речи следует всесторонне использовать учителю.
Итак, в первую группу мы объединяем правила орфографии по общему для них орфографическому приему проверки “сомнительного” для правописания звука (варианта фонемы) путем перевода его из слабой позиции в сильную, где звучит доминанта. Классическим правилом этой группы является правило правописания безударных гласных корня, проверяемых ударением. Казалось бы, формулировка правила кратка, ясна, легка для запоминания и применения: пиши МОРЯК, потому что МОРЕ, РЕКА, потому что РЕКИ, КЛАД, потому что ЗАКЛАДЫВАТЬ и т.д. Почему тогда даже выпускники школы делают неимоверное количество ошибок на это “простенькое”, запомнившееся еще в начальной школе правило? Причин тому несколько.
Во-первых, не приучены слышать “опасные” места, не привыкли отделять орфографически “озабоченные” звуки от тех, которые не нуждаются в применении орфографии. А между тем пресловутую орфографическую “зоркость”, над которой безуспешно бьются годами многие учителя русского языка, вовсе нетрудно выработать даже у 9-10-летних школьников, если снабдить их своеобразным “щупом”: варианты буквенного обозначения сигнализируют о наличии орфограммы: ВОЛНА (о-а?), ГЕРОЙ (е-и?), ЛОДКА (д-т?). Третьеклассники после краткого пояснения мгновенно и с большим удовольствием (“Я сделал в диктанте всего 6 ошибок, а мог бы 90!”) отмечают десятки орфограмм.
Во-вторых, не различают ударные и безударные звуки, приводят для проверки слова, в которых проверяемый звук стоит в безударном слоге, и на этом основании “лепят” ошибки: МОРЯК – МОРСКОЙ, РЕКА – РЕЧНИК, КЛАД – ПОДКЛАДКА.
В-третьих, не умеют правильно выделить корень слова, забывают о том, что однокоренные слова должны быть близки по смыслу и приводят для проверки случайно совпадающие по звучанию слова: СВЯТОЙ – СВЕТ, ЧИСТОТА – ЧАСТО, ПРОСТО – ПРОЗА.
В-четвертых, не способны привлечь для проверки широкий круг родственных слов и грамматических форм проверяемого слова.
При подобной “подготовленности” мастера даже самый совершенный инструмент окажется в лучшем случае бесполезным. Чтобы такого не случалось, мы до анализа конкретных правил первой группы проводим вводную беседу примерно следующего содержания.
Орфография – система правил правописания морфем, слов, форм слова. Любое правило есть руководство к действию. Оно обычно включает в себя указание на тот или иной прием достижения желаемого результата и условия действия данного приема. Основной прием для большого количества правил русской орфографии – перевод звука из слабой позиции, где он звучит неясно, в сильную. В этой работе мы постараемся использовать то, чем вы уже владеете: навыками устной речи и навыками письменной речи, внося в них необходимые коррективы в соответствии с нормами русской орфографии.
Вначале подробнейшим образом анализируем формулировку первого правила, слово за словом: “Чтобы не ошибиться в правописании безударных гласных корня, проверяемых ударением, надо подобрать родственное слово или изменить форму данного слова так, чтобы безударный гласный оказался под ударением”.
“Чтобы не ошибиться…” А почему мы, собственно, должны ошибаться? Какие-такие ошибки возможны в корнях и чем они обусловлены? Чтобы ответ был обоснованным, проанализируйте следующие две группы слов:
I. ПЛОТИНА, ЯДОВИТЫЙ, БЕЖАТЬ, ЛЕДНИК, ГЛЯДЕТЬ, УКРОЩЕНИЕ.
II. ПАСТУХ, ОБИЖАТЬ, ПОДАРИТЬ, ЕДИНИЦА, ЗИМА, СКРИПАЧ.
Выводы: в написании слов первой группы возможны ошибки потому, что безударные гласные звучат нечетко: О приближается к А редуцированному, как бы “смазанному”; Е приближается к И; Я звучит не то, как Е, не то, как И. В результате возможны варианты буквенного обозначения: О – А? Е – И? Я – Е или И? Выбор неверного варианта порождает ошибку. Во второй группе слов звуки не меняются в безударном положении, но именно на них становятся похожими изменившиеся гласные, поэтому и в этих словах звуки оказываются в слабой позиции, допускают варианты буквенного обозначения: А – О? И – Е? а стало быть, выбор неверного варианта – ошибка.
“В правописании безударных гласных…” Что такое ударение? Различаете ли вы ударные и безударные гласные в устной речи? Проверим это: попробуйте поставить ударение на каждый слог, скажем, в слове ПАРОВОЗ (паровоз – паровоз – паровоз). Какие из этих вариантов ваш слух с негодованием отвергнет? Продолжите этот эксперимент на следующих словах:
ЗЕМЛИСТЫЙ, НАЧЕРНО, КЛИНИКА, БЛИЖАЙШИЙ, ОДИНОЧНЫЙ, ГРОЗИТЬ, ДОБРОДУШНО.
Выводы: ударение – выделение голосом одного из гласных звуков в слове увеличением силы и длительности. Мы умеем различать ударные и безударные гласные или слоги в слове, надо только это умение направить на пользу орфографии.
“Безударных гласных корня…” Что такое корень слова? Каким образом выделяется корень? К каждому из приведенных ниже слов приведите как можно больше родственных слов, например: рука, рукав, ручной, приручить, поручиться, заручиться, обручиться, ручей, под ручку, подручный.
БЕДНЫЙ, ВЕК, ГОРА, ДЕЛАТЬ, ЖИТЬ, КОРОТКИЙ, ЛЕД, ТРИ, ЧИТАТЬ.
Выводы: корень – общая часть родственных слов, содержащая в себе основу лексического значения слова, которое приводится в толковых словарях. Слова общего корня близки, хотя и не равны друг другу по значению. Один и тот же корень может звучать несколько по-разному в силу исторических чередований, основные из которых необходимо запомнить, например: РУКА – РУЧКА, ОТЕЦ – ОТЕЧЕСТВО, КОРОТКИЙ – КРАТКИЙ и другие. В нашем подсознании родственные слова так и “живут” семьями или гнездами, значительно облегчая понимание даже не очень знакомых слов: ЗИМНИК – зимний путь в тайге, ДЕЛЬНЫЙ – полезный для дела и т.д. Данное явление можно расценивать так же, как один из способов отражения в языке всеобщего закона бытия: все в мире взаимосвязано… Стало быть, нам надо и этот навык устной речи заставить работать во благо орфографии.

Нина СМИРНОВА,
кандидат филологических наук
Омск

Окончание в следующем номере

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте