search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Проверка на дороге… к светлому будущему. Что же представляет собой программа комплексной модернизации?

3 сентября в рамках запланированного «Правительственного часа» депутаты Госдумы заслушали доклад министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы».

Час превратился в два часа, а разговор больше походил на допрос с пристрастием ученика, вызванного к доске. Но министр подготовился заранее: накануне, 2 сентября, проект государственной программы по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу (2009-2012 годы) подробно рассмотрели члены коллегии министерства с участием представителей заинтересованных структур. Андрей Фурсенко довольно подробно объяснил, в чем комплексность программы. Оказывается, она по срокам, задачам, направлениям и ключевым действиям полностью синхронизирована с концепцией долгосрочного развития, построена преемственно и последовательно по отношению к Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации, одобренным Правительством РФ в 2004 году и задавшим основные векторы модернизации отрасли. Комплексность программы заключается еще и в системном применении результатов приоритетного национального проекта, новых проектных принципов и механизмов, ускоривших обновление отрасли. По мнению министра, в этой программе механизмы национального проекта взаимоувязаны с Федеральной целевой программой развития образования как законодательно установленной организационной основой государственной политики в сфере образования, причем они задают четкие ориентиры и проектные рамки деятельности субъектов Российской Федерации по развитию образования.

Определенным реверансом перед депутатами был некий отчет министра: он несколько раз подчеркнул, что те меры по модернизации образования, что были обсуждены в марте на таком же «Правительственном часе», вошли в проект программы. Сказанное депутатам понравилось.

Что же представляет собой программа? Это несколько базовых направлений: формирование инструментов социального развития; совершенствование общественных отношений; развитие у учеников и студентов востребованных творческих способностей, умений добывать и применять знания, инициативности и ответственности; создание механизмов обратной связи образования и общества и современной гибкой системы непрерывного образования; совершенствование системы оценки индивидуальных образовательных достижений, в том числе в социальной, проектной деятельности, как основы для получения следующего уровня образования.

Для успешной реализации всех этих направлений, несомненно, в дополнение к уже принятым законам придется принимать и новые. Начинается формирование сети федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, и законопроект по этому поводу уже внесен в Госдуму. Кроме того, министр считает, что комплексная реализация предлагаемых мер позволит сделать образование эффективным механизмом инновационного развития страны на ближайшую и долгосрочную перспективу, и Фурсенко тут всерьез рассчитывает на поддержку депутатов. Кроме того, Андрей Александрович заверил депутатский корпус, что в рамках программы будут продолжены работы по созданию нового интегрированного законодательного акта по образованию, о котором он говорил депутатам еще в марте. В этом акте запланировано комплексное и системное описание всех ключевых изменений и тенденций в образовании, задающих стратегические ориентиры развития. В 2009 году, по словам министра, предстоят основные разработки, а к 2010 году проект документа будет готов к широкому обсуждению.

Разговор о грядущих планах, конечно, был коротким и довольно общим. Многим же депутатам хотелось конкретики, рассказа о том, что делается и как меняется на практике система образования к лучшему. Наиболее резким в этом плане было выступление депутата Нины Останиной, которую волнует сокращение сельских школ. Дело в том, что весной в планах Госдумы РФ было проведение «Правительственного часа» на тему: «О мерах, принимаемых правительством по развитию образования на селе». Но позже кто-то изменил формулировку, хотя тема жизни и деятельности сельских школ сегодня архиактуальна. Останина привела такие данные: более 2 тысяч сельских школ в России уже закрыты, сельское образование в последние пять лет исчезает со скоростью закрытия 600 школ в год. Останина – депутат от Кемеровской области, в которой в 2008 году были ликвидированы 75 и реорганизована 41 школа, причем областная прокуратура выявила нарушения законодательства в 10 из 19 районов Кузбасса. Самые типичные нарушения: принятие решения о закрытии единолично главами районов, закрытие школ без согласия сельского схода, без соответствующего решения районных советов народных депутатов, без экспертной оценки, а также несоответствие требованиям безопасности автомобильных дорог, по которым предполагается пустить школьный автобус. Детям из сел предлагают либо ездить каждый день по 30-50 километров на автобусах, либо жить всю неделю в интернате при большой школе. Нина Останина привела пример того, как всем миром удалось предотвратить закрытие школы в поселке Лыс Новокузнецкого района, где многие школьники начальных классов – приемные дети. В Год семьи кузбассовцы откликнулись на призыв усыновить детей. Ребятишек буквально забрали из детских домов в семьи, но если бы эту школу не отстояли, дети снова оказались бы на интернатском содержании. «Ну и где здесь здравый смысл?» – спросила министра депутат и сама ответила: «Его трудно найти во всем, что касается позиции Министерства образования и науки в отношении малокомплектных школ. Учителей постепенно лишили льготного получения жилья в деревне, льгот, связанных с отоплением, подвозом дров, угля, с ремонтом дома. Недавно мужчин-педагогов лишили освобождения от армии. Но последнее, что окончательно «убьет» сельского учителя, – подушевое финансирование. Для сельской школы это смерти подобно. Почему-то в разгромленной Южной Осетии начинают восстанавливать независимую республику со строительства школ, люди живут в палатках, а школу открывают. Почему же у нас в России все наоборот? Совершенно очевидно: сегодня сэкономим на сельской школе, завтра уже не надо будет никакой господдержки селу, потому что оно умрет вместе со школой. Если мы действительно стремимся к инновационному развитию, нужно не закрывать сельскую школу, а превращать ее в основу для возрождения и развития села. И может быть, логичнее было бы средства нацпроекта «Развитие АПК» направлять не только на субсидирование процентов по кредитам, а прежде всего на инфраструктуру села: дороги, системы энергообеспечения, постройку соответствующих современным требованиям школ, пусть даже и для 8 учеников. Нужна государственная программа поддержки сельской школы, нужен закон, резко повышающий статус педагога, без всякого деления на городских и сельских жителей. Разные варианты возможны, например, приравнять педагогов по условиям труда, социальным гарантиям и материальному обеспечению к государственным служащим, ведь труд педагога не менее важен, чем труд государственного чиновника. Цена вопроса – 440 миллиардов рублей. Да, дорого, но, в конечном счете, задача в том, чтобы вернуть государство в сферу образования. Не надо подменять базовое финансирование грантами и различными надбавками. Если учитывать, что Правительство РФ постоянно снижает долю бюджетных расходов на образование (в 2007 году она составляла чуть более 5 процентов, в бюджете 2008 года на эту статью приходится 4,79 процента, в 2009-м она снизится до 4,65, а в 2010-м – до 4,53 процента), то все его заявления об увеличении поддержки образования – лишь лукавая манипуляция цифрами».

Останина предложила министру расширить масштабы национального проекта «Образование», включив в него восстановление системы дошкольного образования, борьбу с беспризорностью и доведение размера детского пособия на каждого ребенка до прожиточного минимума. Критика министра из уст депутата была особенно жесткой, когда речь зашла о вузовском образовании. «Если год назад самой одиозной фигурой в правительстве был бывший министр здравоохранения и социального развития РФ Зурабов, – отметила Останина, – то сегодня школьников и студентов пугают вами, Андрей Александрович. Ваших выступлений в СМИ и появлений на экране боятся и дети, и родители, и педагоги. Что стоит одно заявление на совещании у Президента РФ о сокращении вузов до 150-200, а университетов до 50! Сами-то вы можете назвать какую-либо страну, где количество вузов сокращалось бы в 5-7 раз? Даже Егор Гайдар предлагал в свое время уменьшить число вузов только в 2-3 раза. Теперь говорят, что 90-е годы были лихими. Какими же тогда назовут наши двухтысячные? Сколько в России останется студентов? Как будут получать образование молодые люди из провинции? Ведь даже при хороших результатах ЕГЭ столичная жизнь им не по карману». Кстати, Останина вспомнила о том, что Президент РФ призвал «не кошмарить бизнес», и, перенеся все на систему образования, сказала: «Не надо кошмарить образование!» После чего от имени оппозиции призвала Андрея Фурсенко уйти в отставку.

Конечно, никто министра образования и науки РФ в отставку не отправил, и неприятные слова депутата-коммуниста остались только словами и призывами. «Правительственный час» завершился мирно и без эксцессов, хотя осадок остался у всех. Понятно, почему: министр занимается на федеральном уровне политикой образования, а каждый депутат сталкивается с реалиями реформирования в своих избирательных округах и слышит часто совсем нелицеприятные отзывы о политике государства в области образования. Особенно тяжело приходится, с одной стороны, депутатам от партии власти. «Единая Россия» полностью одобряет все то, что предлагается в области образования, и на встречах с избирателями ее депутатам приходится защищать даже то, что, очевидно, не лучшим образом сказывается на развитии образования. С другой стороны, не менее тяжела позиция депутатов-коммунистов. Они видят риски в реформировании, но ничего, по сути дела, изменить в лучшую сторону не могут, так как законы в Думе проходят голосованием большинства единороссов, а оппозиция лишена возможности влиять на этот процесс. «Справедливая Россия» высказывает свое мнение в основном устами председателя Совета Федерации Сергея Миронова, но тоже не может ни повлиять на принятие нужных, по мнению членов этой партии, законов, ни преградить путь тем законам, с которыми она не согласна. В Совете Федерации, как и в Думе, большинство мест занимают единороссы.

Кстати, за Фурсенко энергично вступился лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «На протяжении всей нашей истории левые отправляют в отставку министров. Фурсенко, может быть, лучший министр сегодня. Он не хотел быть министром в первый созыв, сейчас хотел уйти, но его просят остаться на посту министра. Это ученый человек, ему не нужна ваша критика. Его просят, и он вынужден остаться, потому что его некем заменить». Выступали в основном члены Комитета по образованию ГД РФ Виктор Шудегов («Справедливая Россия») и Гаджимет Сафаралиев («Единая Россия»), но в целом комитет представлял его руководитель Григорий Балыхин.

Остальные депутаты атаковали министра вопросами. Председатель Комитета ГД РФ по культуре Григорий Ивлиев справшивал о том, можно ли будет получить второе высшее образование в области культуры и искусства, Екатерина Лахова – о материальной обеспеченности школ, Анатолий Локоть – о результатах ЕГЭ, Николай Коломейцев – о ресурсных центрах по профессиональному обучению. Центральным вопросом стал вопрос о том, как победить коррупцию в образовании. На что Фурсенко ответил так:

«Я считаю, что наряду с фискальными мерами, которые абсолютно необходимы, главное – это проверка качества знаний выпускников, сейчас отрабатывается система, в которой от того, насколько успешно работают выпускники тех или иных вузов, должно зависеть финансирование высшего учебного заведения и в конечном счете финансирование зарплаты труда конкретного преподавателя. Только таким способом можно будет бороться с коррупцией и отчасти ее победить, поскольку коррупция в системе образования возможна потому, что ни преподаватели, ни студенты не заинтересованы в качестве получаемых знаний. Студенты считают, что им нужен диплом, а не знания, которые за этим стоят, а преподаватель считает, что на его карьере не отразится никоим образом то, как успешно будет работать его выпускник».

Разошлись депутаты и министр, испытывая разные чувства. Оппозиция в очередной раз была преисполнена благородного негодования, считая, что государство далеко не все и не так делает для системы образования. Партия власти не видела ничего особенного в том, что министра критиковали, поскольку в основном поддерживает курс министра и Правительства РФ, которое возглавляет близкий «Единой России» Владимир Путин. Что думает педагогическое сообщество, похоже, никого особо не интересовало: голос учительства в обществе не слышен совсем или похож на еле слышный писк, к которому мало кто прислушивается.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте