search
main
0

Как провести зимние каникулы с детьми, чтобы они их запомнили до самого лета

Восточная мудрость говорит: «Умный встречает каждый Новый год лучше прежнего». Все дети умные, они ждут новогодних праздников с нетерпением. И с удовольствием встречают Новый год со взрослыми. Это очень важный момент в их жизни – они ощущают себя частью семьи, чувствуют, что их любят.
А как продлить праздник после новогодней елки? Как устроить детям зимние каникулы, чтобы они их запомнили до самого лета? Об этом много хорошего можно узнать в письмах читателей, может быть, и вам пригодятся их затеи и советы.

Маргарита КУРГАНОВА

 

Издательский дом Быстровых

Никита БЫСТРОВ, учитель, Санкт-Петербург:

– Каникулы – это особое время в жизни всей семьи. В эти дни мы больше общаемся. Лучше узнаем своих детей, а они – нас. Готовимся заранее независимо от времени года и ситуации. Создаем небольшие театральные постановки, представляем сценки из нашей семейной жизни, на школьные темы. Делаем костюмы, придумываем загадки, безобидные розыгрыши.

Дети – Оля, сейчас она учится в восьмом, и пятиклассник Митя – не всегда изображают учеников. Чаще – наших учителей. Случается, что задают вопросы, на которые мы не можем ответить. При этом ребята невольно копируют своих педагогов, и это получается забавно.

Мы же, включая бабушку и дедушку, пытаемся показать им, какими помним себя в детстве, в школьные годы. Сколько смеха, удивленных возгласов вызывают эти сценки! Даже дедушка и бабушка хохочут вовсю. В прошлом году их упросили представить себя учениками. Дед вспомнил, как он поступал в школу.

По просьбе (как ему тогда показалось) очень строгого директора школы прочитал два абзаца из детской книги, сосчитал до ста и написал свое имя и фамилию без ошибок. Думал, что не возьмут, но его пожалели и взяли в первый класс.

И вот он снова «первоклассник» на уроке чистописания (как в его время). И хотя дед усиленно старался, буквы у него выходили вкривь и вкось. Мы все весело смеялись. Оля тем не менее поставила ему «5».
Не один год мы проводим соревнование «Угадай автора стихов», угадавший получает приз.

Когда дети учились в младших классах, мы предлагали им стихи Маршака, Чуковского, Барто, а позже – Пушкина, Некрасова, Лермонтова и других поэтов. Взрослым – Есенина, Цветаеву, Маяковского, Пастернака. Все стараются готовиться к «испытанию».

В прошлом году, в юбилей Пушкина, все перелистывали томики его произведений. Взрослые обычно готовят вопросы для детей, а они – для нас. К примеру: «Гремят раскаты молодые, // Вот дождик брызнул, пыль летит, // Повисли перлы дождевые, // И солнце нити золотит».

Митя знает: это стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая». Он читает его полностью и получает приз. Тот, кто не угадал, находит книгу по подсказке и читает вслух, но ничего не получает. Или стихи Некрасова.

Если кто-то затруднился ответить, то в течение двух дней учит стихо­творение наизусть и только тогда получает приз.

Пробуем и сами сочинять маленькие рассказы или сказки. Митя в семь лет сочинил сказку про нашего кота Барса, тогда он был еще Барсик: он пошел погулять и заблудился в высокой траве, а наш песик его спас.

Написанные всей семьей «произведения» мы читаем вслух. Печатаем, иллюстрируем на компьютере своими рисунками и «издаем». У нас уже пять томов семейных книжек.

Весело проходит и вручение новогодних подарков. В общем, и в Новый год, и в течение всех каникул мы сами себя веселим, порой и телевизор включить забываем. Если удается выехать за город, то и там продолжаем наши игры – лепим снеговиков.

Такой отдых нас заряжает энергией, хорошим настроением. Дни пролетают незаметно и с пользой.

 

Умейте фантазировать

Михаил ЯСНОВ, кандидат психологических наук, Тульская область:

– В разгаре любимые взрослыми и детьми зимние каникулы. Как их провести? В этом году все семьи в основном остаются дома. Чем с ребятами можно заняться, чтобы им было весело и интересно? В таких случаях я говорю: «Найдите себе и детям хорошее, полезное дело. По мере того как оно увлекает детей, приходит хорошее настроение, особенно если оно выполняется под хорошую музыку».

Хочу вспомнить одну историю, которая произошла весной прошедшего года, когда все оставались дома. Весенние каникулы школьники были вынуждены проводить дома вместе со взрослыми, многие из них не знали, чем заняться с детьми в это время.

Мне позвонила одна знакомая учительница, Ирина Николаевна. Года два назад мне пришлось заниматься с ее дочерью Настей, помогал ей избавиться от страхов. Девочка в 12 лет боялась оставаться дома одна.

Теперь Ирину Николаевну волновало еще и другое. Ее муж застрял в зарубежной командировке: «Боимся и за него, и за себя. А тут еще каникулы продлили. Дочка переживает, места себе не находит. Посоветуйте, как мне ее успокоить?»

Побеседовал я и с мамой, и с дочкой, постарался поднять им настроение. А потом посоветовал: «У вас хорошая домашняя библиотека, наведите порядок, чтобы любую книгу можно было сразу найти».

Они последовали моему совету. Расставили книги по алфавиту, составили опись: что в каком шкафу находится. Нашли несколько любопытных книг для чтения. Потом такую же работу проделали с фотографиями, накопившимися за много лет, распределили их по альбомам.

Сколько радостных воспоминаний возникало, когда мать и дочь рассматривали старые забытые снимки! Нашли дневник своей прабабушки, прочитали его вслух. Насте захотелось вести свой дневник, записывать свои мысли и все, что произошло в ее жизни, и увлеклась этим. А еще писала письма папе.

Ирина Николаевна вспомнила всех своих дальних родственников, с некоторыми удалось связаться, и это доставило им радость, началась переписка.

Чем еще можно занять себя и детей, чтобы не унывать, не скучать и поддержать хорошее настроение? Я бы прежде всего предложил и взрослым, и детям ролевые игры, инсценировки тех же сказок, придуманных самими ситуаций.

Можно начинать это с самого раннего возраста, с трех лет. Малыши к этому готовы. Ролевые игры совершенствуют речь, развивают мышление, расширяют знания об окружающем мире, дети учатся задавать вопросы и отвечать на них. А еще рисование. Обязательно перед каникулами запаситесь альбомами, красками, карандашами. Это удивительное занятие и для малышей, и для детей всех возрастов. Рисуйте дружеские шаржи, автопортреты, комиксы, устраивайте домашние выставки.

Во все времена во многих семьях существовал домашний театр. Тут большой простор для фантазии, для творчества детей и взрослых. Можно самим устроить кукольный театр: сцену – из коробок, персонажей будущих представлений – из подручного материала. Нравится детям теневой театр. Здесь все просто: простыня, подсветка фонариком в темном помещении.

Детям нравятся роли не только в театре, но и в жизни. Ребятам постарше можно предложить стать главными в семье на один день во время каникул. Подросткам нравится такая роль, ведь они за все отвечают, все их слушаются.

Запланируйте ваши задумки, увлеките детей интересным делом. Не жалейте времени, чтобы устраивать все подобное с детьми. Не допускайте, чтобы они застревали в Интернете и проводили время с утра до вечера у телевизора.

 

День добрых поступков

Марина МАЛОФЕЕВА, медсестра, Владикавказ:

– У нас большая семья – девять «я», семь детей: Борис, самый старший, учится в 11‑м классе, Соня – в 9-м, Миша – в 8-м, Вера и Никита – шестиклассники, Коля – в 4-м, Настя – во 2-м.

Мы все, как многие другие многодетные семьи, живем весело, интересно. Стараемся доставлять друг другу радостные моменты. Скажем, в ноябре Настя с успехом выступила на одном музыкальном конкурсе (она учится играть на скрипке).
К ее возвращению мы напекли печенья в форме скрипки и скрипичного ключа. Участвовали все. А маленькая Настя испекла колобки.

Естественно, что и все каникулы проходят у нас весело, особенно новогодние. Мы их ждем, к ним всей семьей заранее готовимся. Так получается, что в театры мы ездим нечасто, хотя есть свой микроавтобус, зато сами себе устраиваем представления, нередко и не только в каникулы. Тем более что нас много.

Плюс еще бабушка с дедушкой, которые живут неподалеку. Нам особенно хорошо даются инсценировки сказок, басен, притчей. В этом году уже репетируем «Снежную королеву». Вера и Никита – Кай и Герда. Снежная королева – бабушка Анфиса Петровна, когда-то работавшая в клубе детского творчества, она же и режиссер.

В прошлые годы ставили сказку «Волк и семеро козлят». Кстати, некоторые родители побаиваются даже читать ее детям, якобы очень страшная. Но это не так. На примере этой сказки малыши учатся защищать себя, быть осторожными. Мы же стараемся каждый раз придумать другой финал.

Дети хорошо усвоили, что при опасности нужно убегать и прятаться. Спрятались и кричат: «Уходи волк, а то охотники тебя поймают и отдадут в зоопарк». Устраиваем мы и мини-спектакли по мотивам басен и притчей, где два-три действующих персонажа: «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Квартет». Участвуют все – как артисты, так и зрители.

Всем нравятся наши так называемые дни добрых поступков. Каждый из нас стремится сделать что-то хорошее, приятное для других. Боря купил дедушке нужную ему книгу, а дедушка отремонтировал его велосипед.

Все стараются помочь друг другу, сделать доброе дело.
Конечно, очень важно подготовить дом, квартиру к празднику. В этом участвуют все, даже младшие помогают.

С самого раннего детства дети усваивают, что в доме все должно не только быть убрано, но и радовать глаз. А гостей приводить в восхищение. Для этого надо постараться.

Мы украшаем комнаты, используем собственноручно сделанные гирлянды, рисунки. Фантазируем. Например, комната для девочек была похожа на дворец Снежной королевы.

Старший сын Борис устраивает в своей комнате выставку рисунков (мальчик занимается в художественной студии) и фотографий, накопленных за целый год. А наш Дед Мороз особый, такого ни у кого нет. Его ребята сделали сами из папье-маше.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте