search
main
0

Пространство школы как точка развития ребенка: как дети становятся авторами школьной образовательной среды

Точки роста в школьной среде

Современные архитектурные и дизайнерские решения позволяют насытить школьное пространство площадками для свободных интеллектуальных, творческих и спортивных занятий, предусмотреть многофункциональность использования школьной среды классов и дворов, помещений кафе и библиотек. Одновременно с этим в погоне за эстетикой и детализацией школьного пространства для ребенка может потеряться сам ребенок с его часто неловкими первыми попытками афиширования своих творческих работ, собственных решений по «присвоению» школьной среды.

 

Между тем именно эти процессы являются сегодня самыми важными, наполняют образовательными смыслами школьное пространство, создают культуру сотворчества, вовлеченности и сопричастности детей. В этом смысле пространство школы может быть эффективной точкой роста ребенка и школы в целом, проявления талантов и способностей детей, а также развития детско-взрослой команды увлеченных творческими проектами людей, мотивированных к совместному поиску лучших решений и идей, направленных на проявление чувства эмпатии, взаимной поддержки в общении и взаимодействие друг с другом.

Какие творческие проекты, к примеру, могут быть эффективными, когда мы имеем определенным образом заданные архитектурными решениями пространства школы? Ответ на этот вопрос можно увидеть, к примеру, наблюдая за поведением первоклассника в свободном творческом пространстве: обеденный стол быстро преобразуется в домик, в котором проживает воображаемая семья, место между столом и мебелью, расставленной вдоль стен, в дорогу, по которой с ревом проезжает воображаемый автомобиль. Дорожными знаками могут при этом становиться любые предметы, наделенные ребятами особенными смыслами.

Детям важны пространства для уединения и посекретничать, места для подвижных игр, где будет удобно и безопасно воплощать свои правила игры, выставочные зоны для афиширования своих собственных работ, причем не только плоских, но и объемных. Нужны также мини-сцены для уличных импровизаций. Необычные материальные объекты, созданные руками детей, полезно располагать в непривычных местах, что также может дополнительно стимулировать творческое воображение. Творцами всего этого многобразия становятся сами дети: предоставив ребятам свободу творчества, можно быть уверенным в том, что они не раз придут за советом, представят бесчисленное количество вариантов проектных решений и будут максимально критичными к собственным предложениям.

 

Детские проекты «оживления» пространства школы

В школе «МИР» мы, к примеру, начали с проекта «Школа как город». Дети вначале предложили назвать привычные помещения так, как если бы это были городские здания. Так появились парки и театральные площади вместо актового зала и библиотеки: дети придумали названия кабинетам и пространствам, «собирая» и воспроизводя городскую инфраструктуру. Проект мотивировал команду учеников к деятельностной включенности по «оживлению» среды школы: в помещениях появились авторские выставки учеников как городских художников, креативные проекты начинающих ученых-исследователей с макетами работ, выполненных с помощью микроскопа и свисающих с потолка так, как будто ты оказался в модном выставочном пространстве музея современного искусства, места для настольных игр – любимое место встречи детей разных возрастов, уголки для детских афиш и анонсов. Педагогам важно при этом было следовать за детскими инициативами, поддерживать предложения, инициировать дискуссии.

Наблюдая за проживанием детства в помещениях и школьном дворе как едином образовательном пространстве, учителя в необычном ракурсе увидели те места в школе, которые дети стали чаще использовать для общения и взаимодействия, уединения и чтения, отдыха и выполнения домашних заданий. Эти наблюдения позволили идти вслед за детьми и в вопросе расширения функционала определенных пространств. Так появились «лестничные чтения», когда широкие школьные лестницы стали местом для еженедельных читательских сессий.

Подход «от ребенка» в понимании школьной среды позволил взрослым предложить детям новые образовательные форматы: формат в этом смысле стал диктовать содержание. Школьная среда начала приобретать иммерсивный характер.

Иммерсивность (присутствие, погружение) как качество школьной среды дает детям возможность переживать яркие чувства и эмоции городского жителя, оказавшегося будто на оживленной улице или уединенной скамейке в парке. Сложно переоценить образовательный эффект от такого погружения – педагоги наблюдали, что дети чаще стали проявлять заботу и внимание к школьным помещениям, самостоятельно следить за наполнением смыслами нахождения в том или ином пространстве. Они стали больше откликаться на творческие идеи, проявлять гибкость в принятии решений.

Новые среды, появившиеся в школе в рамках данного проекта: танцевальный холл перед началом занятий – место сбора всех детей на утреннюю зарядку, читательские встречи на лестнице, помещение для уединения с видами на лесополосу через панорамное окно, киноклуб с демонстрацией фильмов на белую поверхность стены в холле библиотеки-технопарка. Детское воображение, любознательность получают в таких пространствах максимальное развитие и поддержку, поощряя к созданию нового видения, тем самым постоянно оживляя среду. Все это содержит в себе бесконечные возможности для творчества, делая творческий поиск смыслом взаимодействия ребенка со средой.

Лада Силина, академический директор ОАНО «Школа и детский сад «МИР» (г. Доброград)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте