search
main
0

Пространство для диалога. Что препятствует переходу на новый стандарт?

Стандарт нового поколения еще не принят, поэтому самое время его обсуждать. Так посчитали организаторы конференции «Новое поколение стандартов в зеркале современного урока» – Комитет по образованию Петербурга, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, НОУ «Альма Матер». На представительное собрание приехали более ста участников из Новороссийска, Оренбурга, Томска, Самары, а ключевым на конференции стал вопрос: каким образом стандарт затрагивает быт, существо, мироощущение конкретной семьи и конкретного ребенка?

От изложения материала – к открытию

По мнению Елены Казаковой, доктора педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, ключом, открывающим ответ на этот вопрос, является урок.

– Важно понять, какими должны быть в духе современного стандарта критерии результативности урока, что реально изменит он, как должна измениться атмосфера вокруг урока для того, чтобы мы действительно понимали, что осуществляем процесс внедрения нового стандарта.Я убеждена, что стандарт нового поколения будет понят и принят обществом только тогда, когда изменится урок. Мы часто говорим, что стандарт – это результат общественного договора между государством, обществом, семьей и школой, и при заключении договора между родителями, учениками, учителями и администрацией сутью его является именно урок, то есть попытка ответить на вопрос: что мы хотим изменить в уроке?

Мы знаем, что стандарт ориентирован на 3 группы результатов (предметный, метапредметный, личностный). Предполагается, что каждый ученик должен овладеть некоторыми личностными, универсальными способностями, связанными с саморегуляцией, то есть умением оценивать себя, вдохновлять, направлять, некоторыми познавательными умениями и некоторыми коммуникативными. Если такие умения мы должны помочь сформировать у себя каждому ученику, то попробуем поразмышлять, что будет конкретно меняться на уроке. Первая группа умений, которая зафиксирована в стандарте, это умение организовывать свою деятельность, то есть определять цели, задачи, выбирать средства. Соответственно, следствием на уроке будет не столько само решение задачи, не столько ответы, полученные где-то, а анализ условия задачи, обучение детей искусству вариативного выбора, определение метода. И метод окажется важнее результата, который мы намереваемся достичь. Важно научиться действовать, то есть на примере одного частного действия, частной задачи сформировать общий навык решения другой группы задач, действий в аналогичной ситуации.

Следующее умение, которое предполагается выделить в качестве ключевых умений в стандартах, это умение объяснять явления действительности. Видя что-то, быть способным понять, что происходит, понять, почему это началось, что это такое, куда может развиваться. Идет ли речь о курсе доллара или о поведении сотрудников твоей фирмы. Тогда доминантой современного урока становится проблемно-исследовательский подход. То есть переход от изложения материала к его открытию. Известно, что знание, которое ты открыл сам, гораздо прочнее, чем то, что дано в готовом виде. Говорят, технология открытий ресурсозатратная, но на самом деле этот ресурс многократно окупается. Возвращение к культуре эвристики станет доминантой. Еще один тезис, принципиально важный для всех, это значимость позиции самого ученика. На уроке мало знать и объяснять, важно выразить собственную позицию.

Следующий результат, на который нас ориентирует стандарт, это способность не теряться в мире профессий. Следовательно, на уроке должно появиться как можно больше ситуаций, требующих предметных знаний в жизненной профессиональной ситуации.

И, конечно, важно вовлекать в образовательный процесс близкое окружение. Это наши друзья, папы, мамы, которые могут поговорить о контексте содержания образования на языке своей профессии. Если в школу не придут новые люди помимо учителя, то стандарт не заработает.

Стандарт выделяет ключевые универсальные навыки: способность принимать решение, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми. Следовательно, на каждом уроке нам придется переходить к языку кейс-метода, то есть языку учебных ситуаций.

Следующий результат – умение решать проблемы, связанные с выполнением социальной роли человека, умение ориентироваться в мире социальных, нравственных, эстетических ценностей. И это отношение является не вспомогательным инструментом, а одним из важнейших целевых инструментов.

Хочу выделить несколько критериев обновленного урока. Первый: на каждом уроке учащийся анализирует достаточное количество информации из аутентичных источников, из актуальных жизненных ситуаций, текстов и т.д. Пока что наши дети анализируют учебники или конспекты, предложенные учителем. А мы обязаны приносить на урок журналы, статьи, кассеты, книги.

Новый стандарт проявится на уроке тогда, когда вопрос будет снова использоваться как инструмент исследовательского метода. Ребенок 3-5 лет понимает, что вопрос – это инструмент познания мира, но когда приходит в школу, происходит противоположное: вопрос задает тот, кто знает, тому, кто не знает. И ребенок понимает, что вопрос – это не способ открытия мира, а способ проверки. Но инструментом проверки должны стать задания.

На уроке, который будет связан с новым стандартом, педагоги будут стараться развивать коммуникативную, организационную, проективную культуру учащихся, то есть действительно учить говорить друг с другом.

Важно, чтобы каждый урок становился пространством диалога между ребенком и культурой. Мир культуры ребенок не будет осваивать сам по себе, ему нужна посредническая функция учителя. Любой урок должен быть пространством диалога мировой культуры с тем конкретным знанием, которое прячется в этом уроке.

К критериям обновленного урока отнесу также: уважение к ключевым правам личности, заботу о познавательном интересе, интеграцию разных уроков, разных тем.

Два зла – инертность и имитация

Сложность и важность темы привела к тому, что на конференции звучало немало дискуссионных вопросов. К примеру, одним из них стал следующий: какие изменения в уроке уже происходят и на какие процессы, препятствующие переходу на новый образовательный стандарт, нужно повлиять? По мнению директора негосударственного образовательного учреждения «Альма Матер» Татьяны Щур, сегодня подход к уроку, к его насыщению, взаимоотношения с детьми по сравнению с 15-летней давностью сильно изменились. Другое дело, что это часто бывает решением на месте проблемы конкретным учителем.

– В чем я вижу препятствие к переходу на новый стандарт? В консерватизме учителей. В самом составе учительского корпуса есть люди очень прогрессивные, которые, несмотря на возраст, готовы воспринимать новое, внедрять его, а есть люди, и среди педагогов немало таких, которые ничего не хотят менять.

Все, что прописано в новом стандарте, уже реальность, важно перенести это в законодательную плоскость.

Кстати сказать, видение современного урока у учителя и у ученика несколько разнится. Это подтверждают данные, которые привел Евгений Сидоров, директор петербургской гимназии №157 им. Принцессы Ольденбургской.

– Эффективным уроком можно назвать урок, дающий знания и развивающий мышление, интересный учителю и ученику. 94 процента педагогов назвали этот признак, 45 процентов учеников поставили его на первое место. Учителю и ученику на современном уроке мешают: отсутствие дисциплины, безразличие к предмету и личностный аспект (94 процента и 70 процентов). Взаимопонимание и заинтересованность помогают учителю и ученику на современном уроке (48 процентов и 42 процента). Что примечательно, о необходимости использования компьютерных технологий, аудио- и видеопродуктов говорят 52 процента педагогов и 28 процентов учеников. Первостепенность сотрудничества отмечают 63 процента и 65 процентов. В подаче материала мнения разошлись: 58 процентов учителей на первое место поставили наглядность и доступность материала, а ученики – многократность повторения (44 процента).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте