Конкурсная тема: «Сценарий урока, отражающий обоснованность использования современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы». Программа: «Литература 10-11» под редакцией Г.И.Беленького.
Тип урока: урок-погружение.Цели урока: формирование метапредметных умений (аналитических, учебно-информационных, коммуникативно-речевых): – формулировать общую проблему, выделять главное;- делать философские и нравственные выводы; – сопоставлять явления и факты; – составлять из отдельных элементов целую картину; – извлекать информацию из различных источников, отбирать материал по заданной теме;- составлять письменные тезисы и подбирать цитаты;- составлять связное устное и письменное высказывание: выделять интонационно значимые части высказывания, соблюдать орфоэпические и грамматические нормы, эмоциональные паузы и контрастность произношения; – использовать различные средства наглядности; – выражать свое мнение и аргументировать его; – пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);- вести дискуссию. Задачи урокаОбразовательные: – способствовать формированию исследовательских навыков учащихся по выявлению сюжетообразующей функции детали в романе через портрет, пейзаж, внутренний монолог;- способствовать обучению целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы;- овладение лексикой анализа художественного текста. Развивающие:- развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно-эстетических потребностей старшеклассников, развитие культуры, эстетического вкуса через демонстрацию кинофрагментов, классической и современной музыки, вовлечение учащихся в театральную и танцевальную деятельности (исполнение полонеза и участие в инсценировке по роману);- развитие навыков мыслительной деятельности (анализ, интерпретация, сравнение, вывод).Воспитательные:- воспитание чувств патриотизма и бережного отношения к историческому прошлому;- воспитание гуманистического отношения к жизни, нравственным ценностям;- воспитание диалоговых отношений посредством анализа художественного текста. Методические приемы: частично-поисковый, творческий, сопоставительный, исследовательская деятельность по овладению алгоритмом мыслительных операций при определении авторской идеи. Время урока: 2 часа. Конспект занятияГруппа обучающихся исполняет полонез.Учитель: Почему наш урок мы начали полонезом?Ученица: Полонез – торжественный танец-шествие в умеренном темпе польского происхождения. В России исполнялся, как правило, в начале балов, подчеркивая возвышенный характер праздника. А у нас тоже сегодня праздник, мы пригласили гостей.Ученица: Полонезом открывался и первый бал Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир». На этом балу мы встречаем сразу всех основных героев романа. Причем получилось так, что каждый из мужчин, в будущем сыгравших важную роль в жизни Наташи, не заметил ее: князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно, их не узнавая, красавец Анатоль взглянул на лицо Наташи тем взглядом, каким глядят на стену, Борис два раза прошел мимо и всякий раз отворачивался. С первых же страниц романа в облике, манерах, движениях каждого из героев проявляется сущность этих людей и отношение автора к ним. Учитель: Спасибо. Обратимся к теме нашего урока. Выделите ключевые слова. Ученик: Любовь. Жизнь. Бытие. Учитель: В чем, по Толстому, заключается чувство полноты бытия (жизни)? Что утверждает Толстой в «Войне и мире» и что является главным предметом его творческого внимания и изображения? В течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы. БуктрейлерУчитель: Буктрейлер – сюрприз нашего урока – подготовила девятиклассница Александра Санникова. Как вы оцените работу Александры?Ученик: Работа замечательная. «Война и мир» запоминается яркостью эпизодов, поступками героев, философскими размышлениями о смысле жизни, о добре и зле, о чести и бесчестии.Ученица: Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщенна. И Саша это сумела отразить.Учитель: А если бы вам предложили составить аннотацию к роману «Война и мир», что бы вы написали?Ученик: В романе «Война и мир» поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц. Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью.Учитель: Спасибо. Домашним заданием для вас были сочинения-ассоциации, связанные с любимыми героями романа. Что у вас получилось?Выступления школьников с сочинениями-ассоциациями.Учитель: Да, истинный герой писателя гармоничен. Автор «Войны и мира» верил в то, что нравственное усовершенствование человека – единственный путь к справедливости и правде. Как мыслитель, он делает лучших своих героев не только глубоко чувствующими, но и мыслящими людьми. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев: их сходство и разнообразие, статичность и изменяемость. Какими вы их запомнили, мы сейчас проверим. Предлагаю сыграть в игру «Война и мир» в моей памяти».Игра «Война и мир» в моей памяти».Учитель: Давайте вспомним некоторые ключевые эпизоды романа. Вам (учитель обращается по имени к одному из учеников) предстоит озаглавить эпизоды, изображенные на иллюстрациях к роману «Война и мир», и восстановить очередность событий способом «перетаскивание картин» на интерактивной доске. Ключевые эпизодыУчитель: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя…» – сказал Л.Н.Толстой. Почему эти слова мы можем соотнести с героями романа «Война и мир»?Ученик: Мы привыкли делить героев на положительных и отрицательных. К действующим лицам романа «Война и мир» больше подходит другое деление: меняющиеся герои и застывшие. Толстой очень четко разделяет героев на любимых, нелюбимых и тех, к кому он достаточно равнодушен.Ученик: Андрей Болконский прошел долгий путь духовного становления. В самом начале романа князь Андрей захвачен жаждой славы, подвигов. Он восхищается гением Наполеона, мечтает найти свой «Тулон». Во время ранения под Аустерлицем князь понимает всю ложность своих мечтаний, разочаровывается в своем кумире. После долгих исканий, любви к Наташе и разочарования в этом чувстве Андрей приходит к осознанию истинного смысла жизни: к состраданию, всепоглощающей любви ко всем. Перед смертью он полон чувства умиротворения, гармонии с самим собой и со всем миром. Болконский прощает Наташу и умирает счастливым.Ученик: Пьер Безухов отличается большой открытостью, наивностью, простотой, духовной отзывчивостью. Вернувшись из-за границы, он мечется в поисках своего места в жизни. Но очень часто ему не хватает воли для принятия собственных решений. Поэтому героя часто используют в корыстных целях. Пьер увлекается масонством, путешествует из «любопытства» по полю военных действий, разочаровывается в Наполеоне, мечтает спасти все человечество, убив Бонапарта. Попав в плен, Пьер многое переосмысливает. После расстрела пленных его вера в основы бытия разрушается. Но на месте возникшей пустоты образуется новое восприятие жизни. Пьер становится близок к простому народу. Во время войны 1812 года Пьер приходит к осознанию истинного патриотизма.Ученица: Наташа Ростова – воплощение «живой жизни». Ее главные качества – удивительная искренность и непосредственность, любовь к людям. Наташа по-своему прекрасна в любом возрасте. Ее духовная эволюция заключается в том, что она, отбросив от себя все наносное, стала замечательной женой и матерью. А это, по Толстому, главное предназначение каждой женщины. Ученица: Марья Болконская – умная, кроткая, образованная женщина, не надеющаяся на личное счастье. Из-за несправедливых упреков отца и невозможности более терпеть она хотела даже уйти в странствование. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Выйдя замуж, героиня обретает счастье, она разделяет все взгляды мужа «на долг и присягу».Ученик: В отличие от нелюбимых любимые герои Л.Н.Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Таким образом, можно сделать вывод: Л.Н.Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску одним из ценнейших свойств человека. Учитель: Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что многие герои романа статичны. Назовите этих героев. Почему Л.Н.Толстой не показывает их духовный рост?Ученица: Да, ни семейство Курагиных, ни мать и сын Друбецкие, ни Долохов, ни Жюли Карагина, ни Берг и никто иной из нравственно чуждых автору персонажей существенно не меняются на протяжении романа. Мы наблюдаем лишь их успехи по службе, в области карьеры и материального благополучия. Люди безнравственные и духовно нищие, лишены способности совершенствоваться, и, следовательно, их внутренняя жизнь, как правило, не привлекает внимания писателя.Учитель: Лев Николаевич Толстой всегда считал, что склад психологии человека, его взгляды и судьба во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву. Ученица делает вывод: Л.Н.Толстой в романе показывает свой идеал семьи. Ростовы в «Войне и мире» – идеал семейного бытия. В семейных отношениях герои хранят такие нравственные ценности, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, уважение и любовь. Учитель: А что же означает это великое слово «любовь»?Ученица: «Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности» – это толкование мы встречаем в Словаре русского языка С.И.Ожегова. «Любовь – состояние любящего, страсть, привязанность» – это определение из Толкового словаря В.И.Даля.Учитель: Давайте же проследим за развитием великого чувства у наших героев.Инсценировка (слайды с декорацией №25-29).Учитель: Предлагаю вам создать обобщающую таблицу или интерактивный плакат «Истинные и ложные ценности в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого».Ученики создают плакат. Ученик делает вывод: Любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне. Учитель: Итак, подводя итоги нашего урока, давайте ответим на наш главный вопрос: в чем, по Толстому, заключается чувство полноты бытия? Что ценит писатель в человеке, в чем видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?Ученик: Простота, добро и правда.Ученик: Слияние личного с общим, с жизнью народа. Ученица: Нравственное совершенствование – единственный путь к справедливости, правде.Ученик: «Война и мир» – это итог нравственных и философских исканий Л.Н.Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. Ученица: Писатель наделил своих любимых героев прекрасной душой и смог показать это очень убедительно.Ученик: Толстой учит нас видеть, находить и ценить прекрасное в обыкновенном, простом, будничном, поэтичное – в прозаическом, духовное – в земном, учит видеть красоту привычного. Ученица: Передавая красоту и неповторимость мельчайших подробностей жизни, Толстой влюблял читателя в саму жизнь и этим утверждал новую этику – этику благоговения перед живой жизнью. Ученик: Роман «Война и мир» очищает наши души. Каждое поколение людей по-новому перечитывает это произведение и всегда открывает для себя что-то новое, что помогает нам понять окружающий мир и самих себя. Любимые герои Толстого будут жить вечно.Клип с песней о Наташе и Андрее.Рефлексия.Учитель: Сегодня мы еще раз прикоснулись к творчеству гения, величайшего таланта, мощь которого не по силам осознать каждому.Спасибо вам за активную работу, за умение мыслить и рассуждать, за то, что вы полюбили героев Толстого, сопереживали им. Оценки за урок.Домашнее задание: сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой романа» или «Что я открыл для себя в романе…». Использованная литература1. Анненков П.В. Критические очерки. – СПб., 2000. С. 123-125, 295-296, 351-376.2. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989. С. 438-439.3. Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». – М., 1978. С. 5.4. Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб, 2002. С. 8-9, 21-23, 25- 26. 5. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». – Л., 1977. С. 220-223.6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988. С 137-149.7. Либединская Л. Живые герои. – М., 1982, С. 89.8. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.,1987. С. 3-57.9. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблемы человеческого общения. – Л., 1988. С. 9-10.10. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., 1981. – Т. 2. – С. 84-85.11. Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983. С. 45-51.Использованные интернет-источники1.http://www.youtube.com/watch?v=lPQ9fxIrsSc2. http://www.youtube.com/watch?v=W4EcRSoOG_w3. http://www.lokg.ru/ru/arxiv/319-roman-lvojna-i-mirr-glazami-russkix-xudozhnikov4. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=дворянские усадьбы России фото5. http://www.youtube.com/watch?v=GU-t0P_ie9M6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=анимационные картинки для презентаций.Прим. ред. Материалы к уроку – клип «Наташа Ростова и Андрей Болконский», презентация к уроку, буктрейлер «Война и мир», игра «Война и мир» в моей памяти», сценарий инсценировки, плакат – опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://ug.ru/method_article/844.Ирина ШАПОВАЛОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №3 города Белгорода, победитель XVII Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии