В Воронежской области наступивший учебный год стал годом новостроек: 2 сентября сразу девять новых школ распахнули свои двери для учеников. По словам местных чиновников, такими ударными темпами регион не мог похвалиться даже в советские годы, щедрые на строительство социальных объектов. Одной из самых заметных новостроек стал образовательный центр «Лидер», с первых дней получивший второе, неофициальное название – «суперцентр». Как сказала побывавшая на открытии заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Галина Карелова, такого суперцентра ей не доводилось видеть ни в Москве, ни за границей. О том, что собой представляет новая супершкола, построенная, кстати, не в областном центре, а в небольшом городе Боброве с населением примерно в 20 тысяч жителей, мы попросили рассказать ее директора Наталью ГАЙВОРОНСКУЮ.
– Строительство нашего образовательного центра велось в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Школа рассчитана на 988 мест, сейчас у нас учатся около 750 детей – резерв еще есть. Центр построили за два года, он включает в себя детский сад, школу, кампус и колледж. Кампус планируется использовать именно для школьников, здесь будут проживать дети из сельской местности, которые мотивированы на получение качественного образования и развитие. В течение рабочей недели они смогут учиться в школе, жить в кампусе, а на выходные уезжать домой.
– Наталья Ивановна, а обычные ребятишки из Боброва тоже здесь учатся?
– Конечно. Одна из задач, которые решаются благодаря открытию центра, – уход от второй смены. Две школы города, которые были переполнены и работали в две смены, теперь разгружены, и сейчас все перешли на односменный режим. Двери нашего центра открыты в течение всего дня – до обеда уроки, а потом дополнительные занятия, мы работаем в режиме школы полного дня. Направления различные и многочисленные: художественное и изобразительное искусство, гончарное дело, спорт – у нас уже образовано пять хоккейных классов, этот вид спорта в районе очень популярен. В школе три спортивных зала, один из них специально оборудован для занятий гимнастикой. В Бобров приехала мастер спорта по художественной гимнастике Ирина Бутко, и девочки с удовольствием будут у нее заниматься. Муж Ирины – мастер спорта по спортивной гимнастике, администрация дает им квартиру, они будут жить в нашем городе и тренировать ребят.
По словам директора, буквально в десяти минутах ходьбы от центра «Лидер» построили новый жилой дом, администрация выкупила в нем квартиры и предоставляет их приезжающим специалистам. Между собой жители Боброва прозвали дом учительским, так как в нем уже поселилось много учителей и тренеров, приехавших на работу в супершколу. Ее педагогам выделили десять квартир. Всего же в «Лидере» 63 учителя, вакансии заполнены, часы распределены, но у многих не одна ставка, а полторы, есть и ближе к двум. Молодые педагоги признаются: уходить после уроков из новой школы не торопятся – настолько тут все интересно. В школе два кабинета информатики, современное исследовательское оборудование в нанолаборатории, в лабораториях механики, оптики, электричества. Есть свой мини-кванториум, в который входят центр робототехники и 3D-моделирования, биоэкоцентр, химическая лаборатория, центр журналистики и школьная типография, школьный телецентр, видео-, фото- и звукозаписывающие студии. Даже предусмотрена лаборатория космических исследований с планетарием!
На базе бобровской супершколы в рамках нацпроекта «Образование» планируется открыть филиал центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центр цифрового образования детей IT-Cube для развития навыков программирования.
– Мы стараемся выстроить не совсем традиционную образовательную модель, – рассказывает Наталья Ивановна. – Это позволяет наша инфраструктура. У нас не обычная кабинетная система, а мы стараемся использовать все пространство центра – для выполнения проекта ребята могут выйти в холл или рекреацию. У них есть возможность поработать там с ноутбуком, так как есть и Интернет, и соответствующая мебель. На педсовете мы решили, что пойдем по пути блочно-модульного обучения. Будем разбивать предметы на модули, и ребята 10‑11‑х классов не просто будут изучать биологию, а смогут это количество часов набирать модулями, отдавая предпочтения углубленному изучению определенных направлений, которые их больше интересуют. Технологию с пятого класса тоже планируем изучать в подобном формате, будут обязательная часть и модульная по выбору. Предполагаем, что гендерного деления на уроках не будет и, например, кулинарию предложим не только девочкам, но и мальчикам.
– А если девочки захотят поработать на станках?
– Думаю, этот вариант тоже возможен, но кулинария среди ребят пользуется большим спросом, чем станки среди девочек. Это более реально, создадим смешанные группы.
– С колледжем планируется какое-нибудь сотрудничество?
– Обязательно. Он пока в строй не вступил, его открытие планируется в начале 2020 года. Там будут изучать специальности сельского хозяйства. Но мы хотим начать там более современную историю: IT – «умное земледелие», программирование в отраслях сельского хозяйства. Сейчас чувствуется нехватка именно таких специалистов.
В этом году мы выиграли грант Министерства просвещения по направлению «Биотехнология и генная инженерия». В школе мы оборудуем лаборатории, где будем заниматься микробиологией, в планах даже микроклонирование. Грант немалый – 6 миллионов рублей из средств федерального бюджета, а также в качестве софинансирования 4,2 миллиона из регионального и 2,8 миллиона рублей – привлеченные внебюджетные средства, предоставленные нашим партнером компанией «ЭкоНиваАгро».
Эти средства нам разрешено потратить на приобретение оборудования. Сейчас у нас уже в начальной школе есть исследовательская лаборатория «Агропрод», в которой дети получают знания по нашему главному направлению на том уровне, который им понятен. Например, в этой лаборатории есть автоматизированная гидропонная установка, где можно задать определенную влажность, свет и другие параметры при выращивании растений. А проект «Агрокуб» будет располагаться в другом крыле здания, там будут лаборатории биотехнологий, микроклонального размножения, «чистая зона» для наведения растворов. Для менее наукоемких работ будут привлекаться педагоги нашей школы, а для более серьезных заданий у нас есть соглашение с Воронежским аграрным университетом, и оттуда к нам будут приезжать преподаватели, чтобы обучать ребят. Профессор, доктор биологических наук Алексей Леонидович Лукин и сотрудники его кафедры сопровождают наш проект.
Также выстроено сотрудничество с предприятиями сельскохозяйственной направленности, в первую очередь это компания «ЭкоНиваАгро» Штефана Дюрра, которые заинтересованы в специалистах своего профиля. К 1 сентября компания «ЭкоНиваАгро» подарила школе квадрокоптеры, чтобы ребята могли заниматься «умным земледелием». Это предприятие успешно развивается, и хорошие специалисты им нужны.
– Центр открылся в этом году, а вы, видимо, уже довольно давно сотрудничаете с этой компанией?
– Да, уже несколько лет. До этого я работала директором бобровской школы №3, и мы два года назад совместно с компанией «ЭкоНиваАгро» начали проект по созданию агрокласса в параллели десятых и одиннадцатых классов. В итоге у нас получилось дуальное обучение. В школу приезжают преподаватели вуза, проводят с ребятами занятия, затем они садятся в автобус и едут на предприятие компании, а там эту теоретическую тему отрабатывают на практике. Этот проект мы перенесли в центр, потому что большая часть учеников третьей школы перешли сюда учиться, и занятия продолжаются. В прошлую пятницу у ребят было занятие по ветеринарии, а неделю назад – по агрономии. Те ученики, которые участвуют в этой программе и на выпуске успешно сдают все зачеты и экзамены по итогам изученного курса, могут получить 10 баллов дополнительно к баллам ЕГЭ при поступлении в Воронежский агроуниверситет.
И этот опыт соглашения и работы между школой, вузом и предприятием помог нам стать победителями в федеральном конкурсе нацпроекта «Образование» в рамках проекта «Успех каждого ребенка». Мы набрали 30 баллов, это максимальный результат, и в итоге получили министерский грант.
– Есть какая-то мечта, что хотелось бы сделать в окончание проекта?
Комментарии